Таргетированная реклама — это платные объявления в социальных сетях: в ленте или специальных блоках. А таргетолог — это, соответственно, специалист, который настраивает такую рекламу.
Так выглядят текстово-графические баннеры ВКонтакте, которые показываются в блоке справа
Давайте разберемся:
- в чем особенности этого маркетингового инструмента;
- чем конкретно занимается специалист по таргету;
- как могут оценивать его работу;
- где, как и сколько может зарабатывать таргетолог;
- как войти в профессию и где учиться;
- какие полезные инструменты пригодятся для работы с таргетом.
В чем особенности таргетированной рекламы
Когда пользователь изучает профили или ленту с постами, — в VK, Instagram*, Facebook* или других соцсетях, — он не ищет ничего конкретного. Поэтому гораздо сложнее поймать ту самую горячую аудиторию, которая уже хочет купить товар или выбирает между несколькими продуктами. В отличие от контекстной рекламы в поиске Яндекса или Google, где есть возможность показать объявления в ответ на конкретный запрос вроде «купить …» или «цена на …».
Зато в соцсетях есть много других параметров для поиска потенциальных клиентов. Например, пол, возраст, семейное положение, подписки на конкретные группы и даже семейный доход — алгоритмы могут ориентировочно рассчитывать подобные показатели на основе других данных. Еще таргетированная реклама поддерживает ретаргетинг: можно показывать объявления тем, кто уже был на сайте, с учетом их действий.
Явное преимущество перед контекстной рекламой в поиске — это возможность расширить воронку продаж. То есть охватить и удержать людей, которые пока не готовы купить, но, возможно, сделают это в будущем. Ведь таргет может привлекать аудиторию не только на сайт, но и в сообщество (группу) — там уже можно прогревать подписчиков и плавно подводить к покупке с помощью SMM-стратегии.
Прогреваем аудиторию в Instagram*, Facebook* и ВКонтакте. Как привлечь подписчиков с помощью рекламы
Чем занимается специалист по таргетированной рекламе
Прежде чем настраивать рекламу, таргетолог должен знать, что нужно рекламировать, а также зачем и для кого. То есть достаточно глубоко разобраться в бизнесе и продукте, понять цели и задачи продвижения, определить целевую аудиторию — тех, кто в основном интересуется и покупает.
Еще важно подготовиться к запуску рекламной кампании. Если нет аккаунта, нужно его создать, оформить и заполнить (добавить аватар, информацию о компании и т.д.). Если предстоит продвигать новый профиль или сообщество, важно наполнить его контентом, подготовить хотя бы с десяток постов. Пустая площадка вряд ли вызовет доверие и желание подписаться.
Другой важный момент — создание и настройка рекламного аккаунта. К примеру, если в Facebook* неправильно привязать банковскую карту или указать географию, кабинет Ads Manager могут отключить и заблокировать. А это лишние траты времени и денег.
С учетом потребностей бизнеса таргетолог устанавливает цели рекламной кампании. Это нужно, чтобы алгоритмы старались подобрать аудиторию, которая с большей вероятностью даст нужный результат. Варианты могут быть разные: узнаваемость и охват, вовлеченность (лайки, комментарии), трафик и лиды.
Выбор целей рекламной кампании в Ads Manager
Еще специалист настраивает те самые таргетинги — то есть критерии, по которым реклама будет показываться пользователям соцсети. Он может как использовать уже известные и проверенные данные (например, имеющуюся статистику по РК и веб-сайту), так и строить гипотезы по привлечению новых сегментов ЦА. Например, после изучения рекламных кампаний конкурентов.
В этом суть работы таргетолога: показывать рекламу не всем подряд, чтобы слить весь бюджет, а только целевым группам, которые с большей вероятностью сконвертируются в подписчика/клиента.
Помимо целей и таргетингов, исполнитель выбирает форматы объявлений и готовит креативы: тексты, картинки, видео. От них зависит, как часто пользователи будут кликать на рекламу и идти дальше: например, посещать сайт, оставлять заявку, покупать. Профессиональный таргетолог никогда не останавливается на одном варианте объявления, а делает сразу несколько — только так можно протестировать разные гипотезы, узнать, какой креатив оказался эффективнее.
И, естественно, специалист устанавливает рекламный бюджет и правила его распределения, если нужно, настраивает ограничения (например, чтобы не показывать объявления в нерабочее время), указывает ставку или делает выбор в пользу автоматических стратегий.
Но на первичной настройке и запуске работа не заканчивается. Нужно анализировать рекламу, вести кампанию и увеличивать ее эффективность. Поэтому важно создавать связь между рекламным кабинетом и сайтом. Нужно установить пиксель, чтобы собирать информацию о посещениях, считать конверсии с таргета в системах аналитики (Яндекс.Метрика и/или Google Analytics). Все это очень пригодится для оценки эффективности.
Веб-аналитика для таргетированной рекламы. Николай Смирнов
Как оценивают эффективность работы таргетолога
Как и в случае с многими другими диджитал-специалистами, от таргетолога тоже хотят как можно больше результатов за меньшие деньги. Поэтому нельзя просто запустить кампанию и отдыхать: нужно постоянно следить за результатами, стараться увеличить кликабельность, снизить стоимость клика и т.д.
Если отдача плохая, придётся что-то менять, к примеру, составлять новые креативы, пробовать другие аудитории, выделять больше бюджета или даже просить внести изменения на сайт. Потому что целевая страница сильно влияет на количество лидов, например, заявок и заказов.
В качестве KPI таргетолога можно использовать самые разные метрики. Например:
- просмотры и охват — количество людей, которые увидели рекламу;
- количество кликов, кликабельность (CTR) или стоимость одного клика (CPC);
- конверсии/лиды (подписки, заявки, заказы и т.п.) и их среднюю стоимость;
- продажи и окупаемость инвестиций (ROI).
Представители бизнеса, скорее всего, будут обеими руками за то, чтобы считать эффективность по продажам. То есть измерять влияние таргета напрямую на деньги. Но так получится далеко не всегда.
Если сложная тематика с дорогостоящими продуктами и долгим сроком принятия решений (например, услуги интернет-маркетинга или недвижимость), будет неправильно оценивать таргетированную рекламу по покупкам. Потому что до продажи может пройти и полгода, и год, и подключатся уже многие другие инструменты, например, SMM и email-маркетинг. Сложно будет посчитать вклад таргета в путь клиента. В таких случаях больше подойдут другие показатели: охват, трафик или конверсии.
Поэтому таргетологу важно владеть не только hard, но и soft skills. Чтобы уметь правильно договориться с заказчиком, объяснить, как работает этот маркетинговый канал, и какие KPI лучше выбрать. К полезным мягким навыкам таргетолога можно отнести коммуникабельность, стрессоустойчивость, желание развиваться, креативность и внимательность.
Читайте также: Основные показатели эффективности интернет-рекламы и маркетинга
Где, как и за сколько можно работать специалистом по таргету
Варианты разные. Можно работать «на себя», удаленно и без определенного графика — брать несколько небольших проектов на фрилансе. Или устроиться в штат, на постоянку — например, стать частью большой команды диджитал-агентства.
По данным HeadHunter на январь 2022 года, по запросу «таргетолог» открыто почти 950 вакансий. Большинству компаний нужны опыт работы от 1 года до 3 лет, полная занятость и фултайм. Хотя около 37 % согласны на удаленку или гибкий график.
62 % вакансий предусматривают заработную плату от 45 000 руб./мес., а практически каждое пятое предложение даже включает в диапазон 120 000 руб. Но надо учитывать, что на высокую зарплату, как правило, ищут:
- таргетологов уровня senior (с кейсами, большим опытом работы, умением управлять командой и обучать других);
- или маркетологов, которые занимаются и другими направлениями, а не только таргетом.
Пример вакансии, где ищут таргетолога уровня senior
Вообще, если искать на hh.ru по запросу «таргетированная реклама», выйдет гораздо больше вакансий — около двух тысяч. То есть навыки таргета пригодятся многим диджитал-специалистам, а не только тем, кто занимается платным продвижением в соцсетях. Еще часто ищут профессионалов, которые будут брать на себя и SMM, и таргетированную рекламу.
Если говорить о стоимости услуг на фрилансе, тоже все сильно варьируется. Исполнители YouDo устанавливают самые разные цены: от 1 до 10 тысяч рублей за настройку. По данным Profi.ru, услуги таргетированной рекламы (как и обучение) стоят от 5 до 25 тысяч рублей.
На то, сколько может зарабатывать таргетолог, влияют разные факторы: опыт, формат работы, наличие смежных и дополнительных навыков, тематика и другие.
Cогласно исследованию Serpstat, столько в среднем зарабатывает PPC-специалист (специалист по работе с платным трафиком), если имеет трехлетний опыт
Как стать таргетологом, где можно обучиться этой профессии
Во-первых, можно пройти один или несколько обучающих курсов. Они обеспечат системный подход, дадут базовые знания по теме. Выбор большой:
- Бесплатные базовые онлайн-курсы. Например, «Таргетированная реклама» от CyberMarketing состоит из семи видеоуроков. Вы узнаете, чем отличается таргет от SMM, в каких социальных сетях лучше рекламироваться, как настроить рекламу во ВКонтакте, Facebook* и myTarget.
- Большие платные онлайн-курсы. Допустим, SMM.school на курсе «Профессия: SMM-менеджер» готовы дать все, что нужно для работы с соцсетями. То есть научить составлять стратегии, настраивать рекламу, создавать чат-ботов и так далее. 134 урока + практика обойдутся от 29 200 руб.
- Платные очные курсы для тех, кто живет в крупных городах. Пример для Москвы — «Таргетированная реклама в социальных сетях» от MyAcademy. Обучение в небольшой группе идет 4 месяца, стоит около 40 000 руб.
Во-вторых — самостоятельно изучать дополнительные источники: YouTube- и телеграм-каналы, сообщества в соцсетях, тематические email-рассылки. В блоге мы уже рассказали о 45 ресурсах по SMM, таргет, естественно, там тоже не оставляют без внимания.
В-третьих обязательно нужна практика. Пожалуй, самый надежный и продуктивный способ — пойти стажером в агентство. Заплатят немного, но будет хороший опыт работы с разными кампаниями. Еще можно начать с практики на своих проектах, но так выше риск допустить много ошибок и слить бюджеты. Впрочем, многие образовательные платформы, которые продают большие и дорогие курсы по освоению профессии, также предлагают помощь с трудоустройством и практикой.
Читайте также: Как подобрать картинки для контекстной и таргетированной рекламы, по которым будут кликать
Полезные инструменты для работы с таргетированной рекламой
Вообще их много, это тема отдельной подборки, поэтому тут только некоторые примеры:
- Click.ru — здесь можно сделать дашборд для анализа и управления рекламой, подготовить отчет для маркетологов и владельцев бизнеса, спарсить сообщества и активных подписчиков групп VK. А также сэкономить на контекстной и таргетированной рекламе до 18 % за счет партнерской программы.
- Canva — онлайн-сервис для графического дизайна: поможет оформить аккаунт и сделать креативы для рекламы самостоятельно, без привлечения профессионалов. Сотни тысяч бесплатных шаблонов, фотографий и графики даже в бесплатной версии.
- VistaCreate — конкурент Canva с похожим функционалом. Есть шаблоны для Instagram*, Facebook*, Twitter, YouTube и других соцсетей. Здесь даже можно бесплатно удалить фон.
- Publer — сервис мониторинга рекламы Instagram*, Facebook*, TikTok, MyTarget. Поможет изучить не только креативы конкурентов, но и некоторые данные по таргетингу: пол, возраст, географию и устройства. Полный доступ стоит от 449 руб. в сутки.
- Popsters — анализирует посты и страницы конкурентов в социальных сетях. Этот инструмент тоже пригодится для выбора таргетингов и создания креативов. Подписка от 399 руб. в месяц.
- Pepper Ninja — онлайн-парсер для ВКонтакте. Может собирать пользователей по нескольким десяткам признаков: возраст, семейное положение, место учебы и работы и другим. Еще работает с OK, Facebook*, Instagram*. Стоит от 490 руб. в месяц.
- Unisender — не только сервис email-рассылок, но и полезные микросервисы. Например, тут есть генератор UTM — пригодится для расширенной аналитики рекламных кампаний.
*Платформа, принадлежащая экстремистской организации Meta, запрещенной на территории РФ