Контент-маркетологам, SMM-щикам и креаторам постоянно приходится генерировать и публиковать новый контент. Фотографии, графические иллюстрации, музыка, видео — не всегда есть возможность создавать все самостоятельно. Поэтому будем честными: иногда этот контент принадлежит другим авторам. И другие авторы не всегда позволяют его свободно использовать. В этой статье рассказываем, как случайно можно нарушить чужие права и что нужно сделать, чтобы этого избежать.
Примечание: в России отдельный закон об авторском праве утратил силу после вступления в силу четвертой части Гражданского кодекса. Все положения, относящиеся к авторскому праву, детально прописаны в 70 и 71 главах ГК РФ. На них и опирается эта статья.
1. «Просто возьму картинку из интернета, ее ведь уже кто-то выложил»
Такой соблазн возникает прежде всего в отношении изображений — на чужие тексты, музыку или видеоконтент посягают гораздо реже. Но авторское право защищает все виды интеллектуальной собственности одинаково. Проиллюстрировать материал на сайте картинкой из Google, приложить к посту фотографию из чужого Instagram, наложить на видео в Stories популярный трек — юридически это может стать нарушением. Сам факт того, что контент находится в открытом доступе, еще не подразумевает его свободное использование.
Еще одна проблема картинок — в интернете не всегда легко установить их авторство. Но даже если изображение выглядит «ничейным» (в юридической терминологии — сиротское произведение), его можно использовать только в культурных и образовательных целях. И указывать источник — он известен всегда. К тому же автор может объявиться в любой момент и заявить свои права.
Читайте также: Как подобрать картинки для контекстной и таргетированной рекламы, по которым будут кликать
2. «Но я же указал автора!»
Это не всегда работает.
Действительно, право на указание имени — одно из неотъемлемых авторских прав. Оно остается за автором при передаче лицензии, отчуждении прав и даже после смерти. Но сама по себе отметка с именем не говорит о том, что создатель контента разрешил использование своих работ. А внезапный пиар может не всем прийтись по вкусу. Поэтому, прежде чем что-либо публиковать, лучше сначала получить согласие автора напрямую. Или убедиться, что оно обеспечено ресурсом, где размещен контент — это, например, фотостоки и фонотека YouTube.
Аналогично — в отношении ссылки на источник. Сама по себе она не дает гарантии, что авторские права соблюдены и претензий быть не может.
3. «Сделаю кавер — получится новый трек, и я смогу его свободно использовать»
Автором ремикса или кавера действительно будет тот, кто их записал; автором коллажа — тот, кто его собрал; автором фанфика — тот, кто его сочинил. Но право на переработку принадлежит автору оригинального контента. Любое изменение без его согласия будет незаконным.
Последствия могут зависеть от самого автора или характера и степени изменений. Например, начинающий сонграйтер может обрадоваться каверам на свои песни, намеренно призвать к этому аудиторию или просто поддержать талантливых певцов. А вот если без разрешения обработать чужую фотографию и обрезать на ней вотермарку, то можно вызвать двойные неприятности. Во-первых, изменится сама работа и, возможно, потеряется часть идеи автора, а во-вторых, исчезнет указание авторства. Это не только нарушит права, но и всерьез обидит фотографа.
4. «Возьму картину малоизвестного автора, они точно не регистрируют никакие права»
Авторское право не нужно регистрировать, оно возникает в момент создания любого произведения.
При этом уникальность и новизна контента, известность создателя не имеют значения: новая книга Максима Ильяхова и очередная фотография котика для Instagram равносильно подлежат защите. Знаменитый творец и начинающий автор имеют одинаковые права на свои работы. Возможно, молодой художник не станет подавать в суд и даже порадуется тому, что его заметили. Но так отреагируют далеко не все, и это никак не отменит самого нарушения.
Читайте также: 11 инструментов для конвертации файлов: документов, изображений, фото, видео, аудио
5. «Песня старая, да и автор уже умер — можно спокойно пользоваться»
Авторское право бессрочно: оно возникает в момент создания работы и действует в течение всей жизни автора. И даже какое-то время после его смерти: в России этот срок равен 70 годам, в США и большинстве европейских стран — тоже. Только после этого произведение становится общественным достоянием и может находиться в свободном доступе.
Все это время правами умершего автора распоряжаются его ближайшие родственники — супруг, дети, родители — или лицо, которое выкупило авторские права: студия, книгоиздатель, продюсер. Поэтому получать согласие или лицензию все равно понадобится, только уже у них.
6. «Возьму маленький отрывок и добавлю в свое видео, никто и не заметит»
Большой Брат видит все. А если серьезно, то здесь ситуация немного сложнее. Формально нарушением является любое использование контента без согласия автора, будь это 3 секунды из рекламного ролика или полнометражный фильм.
Но в некоторых случаях заимствованные отрывки могут считаться цитированием или иллюстрацией. Как вариант — пример чужого дизайна в гайде по компьютерной графике или небольшой отрывок фильма в обзоре на YouTube. Тогда это попадает под условия fair use — добросовестного использования, где согласие автора не нужно.
С ним тоже все не так просто, но чем меньше фрагмент, тем действительно будет лучше. Обзор на фильм из получасовой нарезки эпизодов и пары фраз комментария в конце вряд ли будет признан добросовестным.
На обзор BadComedian фильма «За гранью реальности» кинокомпания Kinodanz пыталась подать в суд за превышение нормы цитирования. Но потом отозвала иск — с цитированием у BadComedian все в порядке.
7. «У меня все в некоммерческих целях!»
«Некоммерческие цели» еще не дают карт-бланш. Свободное использование и воспроизведение контента возможно в личных целях или в научных, учебных и информационных.
Личные цели подразумевают отсутствие прибыли и ограниченный круг пользователей. К примеру, можно свободно наложить видео из семейной поездки на трек Билли Айлиш и посмотреть его в кругу родственников. Но если выложить то же самое видео в соцсети, его увидит неограниченное количество людей — это уже будет нарушением. Аргумент про 50 подписчиков тут не сработает.
Под свободное использование попадают учебные гайды, новостные заметки в СМИ, образовательные материалы. Но и здесь нужно быть внимательнее. Объем заимствования должен быть оправдан, поэтому просто записать текстом лекцию спикера с конференции и опубликовать как статью не получится. Как и взять, например, в качестве иллюстрации снимки, которые еще не были опубликованы самим фотографом. Право на первое обнародование принадлежит автору, если только он сам не передал его другому изданию.
Читайте также: Как оптимизировать изображения для сайта
8. «Друг купил лицензию и сказал, что даст попользоваться»
Приобретение лицензии — законный способ использования чужого контента. Но договор на передачу прав заключается с конкретным лицом или организацией: оно и может использовать авторское произведение.
Возможность передавать права третьим лицам в целом в законе есть — это сублицензия. По умолчанию в лицензионном договоре она не предусмотрена, это право нужно прописывать и согласовывать с автором отдельно. А затем нужно заключить сублицензионный договор, иначе все обещания и дружеские уступки окажутся недействительными.
9. «Я вдохновился и хочу сделать так же»
Идеи и концепции не защищаются авторским правом, это так. Поэтому в теории можно взять любую понравившуюся идею и сделать похожее.
Но если быть слишком близко к оригиналу, то можно получить обвинение в плагиате. В творческой индустрии иногда достаточно сложно отделить заимствованную идею от полностью скопированной работы. Тем не менее такие кейсы есть: причем не только с дизайном сайта или звучанием трека, но и, например, с авторским макияжем.
В кейсе визажистов Алекс Ален Но и Дарьи Петуховой суд принял сторону автора и признал вторую работу нарушением авторских прав. Оригинал — слева.
Как избежать нарушений авторских прав
1. Лицензии Creative Commons
Пометка Creative Commons, или CC, означает, что контент можно использовать без согласия автора. Такие лицензии дают возможности для сотворчества, не нарушая ничьи права, так как авторы добровольно публикуют свои произведения под знаком Creative Commons.
Есть несколько видов лицензий CC: некоторые разрешают коммерческое использование и переработку контента, а некоторые — только распространение. Но главное общее условие — указание автора и источника. Этот один из немногих случаев, когда отметки с именем может быть достаточно. Исключение — лицензия CC0, она означает, что произведение перешло в общественное достояние и может использоваться без ссылки на автора.
В таблице хорошо видно, что разрешают и запрещают разные лицензии CC. Источник
В сети существуют отдельные ресурсы, где размещается контент категории Creative Commons. Это, к примеру, Flickr с фотографиями или Jamendo с музыкой. Но наравне с произведениями под лицензией CC на них находится и полностью защищенный авторский контент. Поэтому стоит внимательно проверять условия использования у нужного трека или картинки.
Читайте также: Где скачать бесплатные фото и видео для коммерческого использования: обзор 23 стоковых сайтов
2. Embed-коды
Instagram, несмотря на полную доступность контента, не выдает лицензии CC и защищает фотографии своих пользователей. Так что просто взять картинку из поста — опрометчивое решение.
Выходом могут стать embed-коды, которые вставляются в код самого сайта. Тогда на странице портала появится не просто картинка, а кликабельное изображение с элементами самой соцсети: никнеймом пользователя, текстом поста, счетчиком лайков. Так как при нажатии на картинку пользователь перейдет на первоисточник, то это признается цитированием. Но для коммерческих целей такого использования все же лучше избегать.
Так выглядит embed-изображение в заметке «Медузы». Источник
3. Fair use, или добросовестное использование
Fair use уже упоминалось выше — это некоторые исключения из авторского права, которые позволяют использовать чужой контент без согласия автора. Сам принцип пришел из судебной практики США, поэтому сейчас он наиболее распространен на таких международных платформах, как YouTube.
У fair use выделяют 4 основных критерия:
- Цель и характер использования. Заимствованный контент используется для критики, пародии, анализа произведения или же просто копирует по смыслу авторскую работу? Новое произведение создано в некоммерческих целях или для получения прибыли?
- Сущность произведения. Под сущностью имеется в виду то, на чем основаны заимствованные фрагменты: на фактах или художественном вымысле? Распространение фактов, например, из биографий или научных исследований быстрее признают добросовестным, чем фрагменты из фильма Тарантино.
- Объем и значимость использованного фрагмента. С объемом понятно: чем больше процент заимствования, тем меньше вероятность, что его посчитают добросовестным. Но если в отрывке содержится ключевая идея авторской работы, то даже маленький фрагмент может сыграть не в вашу пользу.
- Влияние заимствования на спрос и прибыль автора. Использование чужого контента не должно ударить по доходам правообладателя и существенно снизить интерес к изначальной работе. Если после шуточной нарезки из фильма аудитория перестала смотреть оригинальный фильм — это повод для судебного иска. Впрочем, к пародиям это правило не всегда применимо: иногда удачные пародии действительно могут уменьшить спрос на оригинал, оставаясь при этом в рамках добросовестного использования.
Но главное обязательное условия для fair use — указание автора и источника заимствования. Без него использование чужого контента точно не признают добросовестным.
Читайте также: Переупаковка контента: экономим и получаем профит
4. Спросить разрешения у автора контента
Многие авторы готовы разрешить использовать свой контент, даже не требуя вознаграждения. Для этого достаточно просто связаться с ними, рассказать о своем проекте и целях, показать выгоды и, возможно, заключить лицензионный договор на передачу прав.
В любом случае приятнее, когда автора, как минимум, ставят в известность и просят согласия. А если автор откажется, то можно попробовать договориться на будущую коллаборацию или сотрудничество.
5. Создать оригинальный контент
Это не всегда так сложно, как кажется.
Конечно, самим написать музыкальный трек для рекламного креатива удастся вряд ли. Но, например, единожды найти в команду дизайнера или фотографа, — вместо того, чтобы часами рыться по стокам в поиске подходящих изображений, — вполне реально. На контенте это тоже отразится в лучшую сторону: материалы будут выглядеть интереснее и привлекательнее, появится возможность создать узнаваемый стиль.
К тому же соцсети могут давать «зеленый свет» авторскому контенту. Так, например работает «Прометей» во ВКонтакте: «умный» алгоритм помечает уникальные публикации и сообщества значком огня, повышает охваты в несколько раз и позволяет привлечь новую аудиторию.
Надеемся, этот материал прояснил ключевые моменты, связанные с авторскими правами в интернете. А статьи, вебинары, курсы от CyberMarketing помогут разобраться с особенностями продвижения в соцсетях и поиске, получить новые практические знания и навыки, узнать о новых трендах и инструментах.