Типичная ситуация в вузе: весь семестр расслабляешься, откладываешь подготовку к экзамену на самый последний момент, потом экстремально готовишься, — штудируешь учебники, изучаешь чужие конспекты, почти не спишь, — в итоге кое-как сдаешь. Потом вздыхаешь с облегчением и забываешь все как в страшном сне, включая почти все знания по предмету.

Такой вариант не подходит, когда во взрослом возрасте сознательно занимаешься самообразованием. Тут важно не получить сертификат и благополучно забыть, а хорошо усвоить новые знания. Потому что на обучение уходит и время, и деньги.

Разбираемся, как можно улучшить процесс и достигать больших результатов.

Использовать разные форматы контента

Пока что не изобрели способ напрямую загружать знания в мозг как в «Матрице» — человек воспринимает любую информацию через органы чувств. И чем больше задействовано каналов и способов передачи информации, тем выше вероятность, что она хорошо запомнится.

Для примера можно вспомнить любой школьный урок или лекцию в университете. Преподаватель старается не просто рассказать тему, но и показать что-то на доске, — то есть задействовать и визуальный, и аудиальный канал восприятия. 

А учащийся, когда конспектирует лекцию/урок, также включает дополнительные области мозга. Есть исследования взрослых и детей с помощью ЭЭГ, которые показывают, что мозг активнее, когда приходится писать от руки, а не печатать на компьютере.

То есть переупаковка контента, использование разных форматов, действительно, улучшают эффективность обучения.

Конспекты

Пожалуй, самый очевидный способ, который актуален не только для школы, но и профессионального обучения и саморазвития. Есть несколько способов вести конспекты — можно попробовать разные и выбрать наиболее подходящий.

По методу Корнелла. Суть в том, что не нужно записывать все подряд, а только самое важное — вопросы, тезисы, идеи, факты. Отдельным блоком — резюме, ключевые выводы. Этот же метод может пригодиться на встречах, а также для подготовки к публичным выступлениям.

Учиться эффективнее: как лучше усваивать новые знанияПример конспекта по методу Корнелла (источник)

С помощью ментальных карт. Майндкарта (диаграмма связей) — это схема, где есть главная тема, от которой ответвляются различные подтемы, тезисы, идеи. Показывает не просто объекты, но и связи между ними. В блоге мы подробно разбирали 11 онлайн-сервисов для создания таких диаграмм.

Методом Flow. Предполагает конспектирование только основных моментов, главное — записывать свои комментарии и идеи, которые возникают во время активного изучения и обдумывания. Результат может быть в самом разном виде: от списка тезисов до интеллект-карты.

Аудио и видео

Тоже хороший способ переупаковать информацию, задействовать больше отделов мозга. Тем более сейчас нет проблем с технической точки зрения — делать такой контент можно на любом смартфоне. 

Можно наговорить ключевые тезисы и вопросы на диктофон или отправить самому себе голосовые в Телеграме. Можно записать видеоролик по теме и даже загрузить на YouTube, но не публиковать в открытом доступе.

Еще в 1959 году психологи проводили исследование, где участникам зачитывали сочетания из трех букв и просили повторить через некоторое время. Но испытуемые не просто их слушали и заучивали, а проводили дополнительные вычисления — вычитали 3 от трехзначного числа, которое называли вместе с аббревиатурой. Например, если «MDK 536», значит, человек считал и отвечал: «536, 533, 500».

Результаты показали, что информацию легко забыть, если лишиться возможности ее проговаривать и отвлечься на другую похожую задачу. То есть подобные дополнительные действия нужны, чтобы данные благополучно перетекли из кратковременной в долговременную память.

Ну и, конечно, по многим вопросам в интернете можно найти уже готовую информацию, упакованную в самые разные форматы. Можно не только читать, но и смотреть ролики, и слушать подкасты.

Визуализировать

Игорь Уточкин, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией когнитивных исследований НИУ ВШЭ, упоминал об экспериментах на долговременной памяти, где участникам показывали сотни, а иногда и тысячи картинок. Просили их запоминать, а затем опознавать среди других новых картинок, с которыми они раньше не сталкивались. Получилось, что испытуемые — даже через несколько недель — узнают картинки с вероятностью 85–90%, то есть объем зрительной долговременной памяти действительно огромен.

Поэтому различные методы визуализации могут серьезно увеличить эффективность обучения, усвоения новых знаний. Можно использовать ментальные карты (майндмапы), скетчинг (создание быстрых набросков), дополнительные видеоматериалы, да хоть создание собственных мемов по теме — почему нет.

Arzamas объясняют историю быстро и интересно, это нравится людям — что подтверждают миллионы просмотров на таких видео

Читайте также: Не просто картинка или видео: обзор 15+ визуальных и интерактивных форматов контента

Повторно обращаться к информации

Со школы все хорошо помнят ключевой инструмент — повторение информации или попросту зубрежку. Однако на своем же опыте видно, что это далеко не самый лучший способ усваивать новые знания.

Барбара Окли, профессор инженерного дела в Оклендском университете и автор книги «Думай как математик», утверждает, что самый полезный метод — практика извлечения (retrieval practice). То есть нужно, например, не повторно читать один и тот же текст, а вспоминать его, то есть обращаться к уже записанной информации. Поначалу нейронные связи довольно слабые, но с каждым таким обращением они становятся крепче и сильнее. Некоторые исследования показывают, что практика извлечения работает даже лучше, чем диаграммы связей (майндмэппинг). 

Один из интересных методов — система Лейтнера. В ее основе флеш-карточки, где с одной стороны, например, иностранное слово, а с другой его определение. И они сортируются по четырем стопкам. Если студент запомнил карточку, она перекладывается в более дальнюю стопку, откуда карточки извлекаются с большими интервалами. А если плохо запомнил — то в ближнюю, из которой их нужно доставать чаще. Таким образом получится эффективно запоминать и вспоминать новую информацию.

Схема работы с флеш-карточкамиСхема работы с флеш-карточками

По принципу флеш-карт работает, например, приложение Memrise для изучения языков. Там можно как использовать готовые списки, так и добавить свои слова с картинками-ассоциациями.

Декомпозировать

Согласно теории о кривой забывания Эббингауза, более 50 % новой информации ученики забывают уже через 20 минут после окончания урока. А через месяц остается только пятая часть, если не повторять и не вспоминать пройденную информацию.

Кривая забывания ЭббингаузаКривая забывания Эббингауза (источник)

Следовательно, вряд ли имеет смысл пытаться выучить сразу много в один день. Гораздо эффективнее потреблять информацию маленькими порциями. Да и с точки зрения мотивации гораздо проще уговорить себя позаниматься полчаса, чем смотреть какой-нибудь трехчасовой вебинар. Популярность TikTok и Reels тоже как бы намекают.

Многие платформы и сервисы успешно используют такой подход, как микрообучение. Яркие примеры: Duolingo — приложение для изучения языков, Scrimba — ресурс для программистов.

Читайте также: 15+ ресурсов с интерактивными онлайн-курсами, тренажерами и упражнениями по программированию

Передавать знания другим

Есть такой анекдот. Один учитель жалуется другому: «Ну и класс мне попался тупой. Объясняю им теорему — не понимают. Второй раз объясняю — не понимают. Третий раз объясняю — сам уже понял, а они все равно не понимают…»

Но если без шуток, то на самом деле учить других — очень полезно для собственного мозга. Когда мы передаем знания, то используем ту самую retrieval practice (практику извлечения) — и еще сильнее укрепляем нейронные связи, закрепляем информацию в памяти. Есть эксперимент, который показывает: когда студенты преподают содержание материала, то понимают его глубже, чем если просто готовятся к преподаванию.

Обучение по принципу peer-to-peer («от равного к равному») — когда студенты учат других студентов, а не по модели «учитель — лектор, ученик — слушатель», — считается наиболее эффективным. Его используют самые разные проекты, например, экспериментальная общеобразовательная «Школа Щетинина», «Школа 21» для обучения программированию от «Сбербанка». В Google тоже есть внутренняя сеть g2g (googler-to-googler), где 6 000 сотрудников обучают друг друга.

Альтернативный вариант — рассказать самому себе, что произошло, в чем суть новой темы и т.п. Вероника Нуркова, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им М. В. Ломоносова, уверена, что такой метод — более эффективный, чем обычное повторение, которое так часто рекомендуют в школах и вузах.

Использовать ассоциации и контекст

Ученые из Университета Радбоуда проводили эксперимент. Одна группа людей запоминала новые слова из списка обычным способом, связанным с тренировкой кратковременной памяти. Другая — с помощью локусного метода, согласно которому человек воображает некую комнату или дворец, в определенные места которого кладет разные понятия и слова, которые предстоит выучить.

Так вот участники, которые использовали так называемый «дворец памяти», — где каждое слово как бы привязывается к другому, уже известному предмету, — выучили 25–35 слов. А те, кто запоминал обычным способом, смогли осилить только 7–11 штук.

Другой способ надолго сохранить новые знания — запоминать в контексте. Так, Skyeng настоятельно рекомендуют учить новые слова не по отдельности, а в составе словосочетаний. Допустим, не ajar («распахнутый»), а «the windows were ajar» («окна были распахнуты»). Наверняка именно поэтому так хорошо работает просмотр сериалов в оригинале — запоминаешь не только словосочетание или предложение, но и всю ситуацию: обстановку, эмоции, героев.

Читайте также: 20 бесплатных ресурсов для изучения английского, если постоянно не хватает времени

Применять игровые методики

В 1898 году психолог Норман Триплетт открыл эффект социальной фасилитации. Он заметил, что во время велосипедных гонок спортсмены демонстрируют более высокие результаты, когда участвуют в коллективных заездах, а не когда соревнуются с секундомером.

Получается, когда есть некий соревновательный процесс, — например, каждый участник получает баллы, есть рейтинговая таблица, а победителей еще как-то награждают, — тогда обучение может быть более эффективным.

Другое важное преимущество геймификации — обратная связь. Джефф Маджионкалда, генеральный директор Coursera, отмечал, что обучение в формате видеоигры хорошо мотивирует людей. В том числе потому, что они сразу видят свои правильные ответы и ошибки. 

Плюс есть исследования, которые доказывают, что геймификация еще и развивает soft skills, то есть умения планировать, искать информацию, общаться с другими людьми.

В общем, игровые механики в тренде, достаточно популярны и востребованы, поэтому их внедряют многие проекты. От специализированных приложений для английского и программирования до инфобизнеса, который проводит марафоны в соцсетях.

Помнить про мотивацию и цели

Исследования показывают, что внутренняя мотивация — гораздо эффективнее, чем внешняя (когда нас заставляют учиться, или мы это делаем чисто ради диплома). Поэтому нужно иметь конкретную цель, понимать, зачем все это нужно.

Но, конечно, важен не только конечный результат, но и сам процесс. Обучение должно нравиться, приносить положительные эмоции. Научный журналист и популяризатор Ася Казанцева утверждает, что живые встречи, новые впечатления, эмоциональные связи с преподавателями — все это вызывает дофамин, мотивирует, способствует увеличению эффективности обучения.

Вообще, конечно, иногда лениться и ничего не делать — нормально, так как учеба требует большего количества энергии, и естественно, что организм старается минимизировать эти расходы. Главное, не останавливаться и продолжать.

Не забывать про отдых и физическую активность

Мозг не живет отдельно — он тесно связан с телом. 

Физические упражнения укрепляют сердечно-сосудистую систему и улучшают кровоток. Это позволяет выводить из мозга токсины, снижает риск деменции и способствует нейрогенезу — появлению новых мозговых клеток. Исследования показывают, что высокий расход калорий за счет физических упражнений коррелирует с большим объемом серого вещества в различных отделах головного мозга.

ВОЗ рекомендует взрослым (в возрасте 18–64 лет) тратить не менее 150–300 минут в неделю на аэробную физическую нагрузку средней интенсивности. К такой активности можно отнести быструю ходьбу, плавание или езду на велосипеде.

Сон не менее важен, так как именно когда человек спит, в мозге происходит консолидация — переход данных из кратко- в долговременную память, а это именно то, что нужно для усвоения новых знаний. Стандартные рекомендации для взрослых — 7–9 часов в сутки.

Плюс нужен не только физический, но и умственный отдых. Доктор Даффнер, невролог и директор Center for Brain/Mind Medicine at Harvard-affiliated Brigham, советует избегать информационной перегрузки, так как она мешает концентрации, вниманию, следовательно, и успешному обучению.

А за знаниями по диджитал-маркетингу приходите в обучающий центр CyberMarketing. У нас есть видеокурсы, вебинары, статьи по разным направлениям: SEO, PPC, арбитражу, веб-аналитике, созданию сайта. Преподают эксперты Click.ru, Promopult и др.