Есть литературные редакторы — которые работают на стороне книжных издательств, помогает авторам довести произведения до определенного уровня качества, чтобы потом опубликовать. Есть редакторы в СМИ: они готовят тексты для журналов и газет, проверяют факты, обсуждают темы и так далее. А есть коммерческие редакторы — это специалисты, которые создают контент для бизнеса, чтобы решить его задачи.
Видов такого контента может быть много: посты в соцсетях, email-рассылки, руководства и подборки в блоге, презентации, инфографика, кейсы и так далее.
Читайте также: Не просто статья или пост: обзор 18 форматов текстового контента для блогеров, медиа и бизнеса
Цели тоже могут различаться. Коммерческие предложения или тексты на лендингах могут напрямую призывать к покупке товара или услуги. Материалы в блоге могут просто давать полезную информацию, и только нативно упоминать продукт или компанию. То есть в зависимости от цели контент можно оценивать по разным показателям: от визитов/просмотров до лидов/продаж. Еще контент может влиять на имиджевые показатели: узнаваемость бренда или лояльность потребителей.
Что делает коммерческий редактор
Редактор занимается тем, что создает и распространяет контент, который поможет решить задачи бизнеса.
Редактор может быть пишущим — то есть делать тексты (или их часть) самостоятельно. В таком случае специалист сначала обязательно проводит подготовительную работу: изучает продукт, собирает информацию о целевой аудитории, смотрит, что делают конкуренты, ищет подходящие площадки для дистрибуции и так далее. Потом пишет текст, согласовывает, привлекает экспертов, редактирует. На публикации, как правило, работа не заканчивается: еще нужно отслеживать эффективность, при необходимости вносить изменения, например, актуализировать информацию.
Читайте также: Копирайтер — что это за профессия? В чем суть работы, сколько стоят услуги, как научиться копирайтингу
Но в больших проектах над контентом работает целая команда авторов (копирайтеров или коммерческих писателей). Тогда редактор больше редактирует чужие тексты: исправляет фактические ошибки, правильно оформляет, делает заголовки более кликабельными, добавляет ссылки на другие материалы блога и так далее. Часто работой с текстом не ограничивается, и специалист участвует в подборе новых авторов и их наставничестве, помогает с дистрибуцией (распространением) контента, занимается переупаковкой для соцсетей и не только.
Если коммерческий редактор готовит контент не для внутренних проектов (например, корпоративного блога), а для внешних — придется также общаться с клиентами, работать с брифами, проходить через дополнительные согласования.
Получается, часто редактор — это не интроверт, который сосредоточен чисто на тексте, а человек, который обладает достаточными soft skills. И маркетолог, и менеджер.
Специалист по контенту, который глубоко разбирается в интернет-маркетинге и бизнесе, будет однозначно иметь преимущества перед тем, кто обращает внимание только на красивые тексты. В обучающем центре CyberMarketing вы сможете прокачать знания и навыки по SEO, PPC, SMM, созданию сайтов, арбитражу трафика. У нас разные форматы: статьи, вебинары, видеокурсы, конференции.
В чем особенности профессии
Умение работать с текстом и информацией. Это непосредственно hard skills. Нужно понимать, как проверять факты, искать и проверять источники, выстраивать логику и структуру, соблюдать подачу и Tone of Voice. Сразу видеть, если с текстом что-то не так, и давать качественную обратную связь.
Часто коммерческому редактору нужно немало общаться с авторами, главным редактором, экспертами и клиентами, поэтому очень пригодятся коммуникативные навыки.
Экспертиза в разных областях. Стоит прокачиваться не только в самой редактуре, но и маркетинге — контент должен влиять на трафик, лиды, продажи, — включая аналитику, потому что нужно правильно считать эффективность и уметь ее доказать, если что защитить себя и команду перед руководством или клиентом. Плюс полезно знать HR, чтобы искать и адаптировать коллег, и бизнес — чтобы говорить с ним на одном языке.
Стрессоустройчивость — это тоже нужно. Может показаться, что тексты это не так страшно, но серьезная работа над контентом требует серьезного подхода к процессам, регулярности выхода публикаций без ухудшения качества — как на любом другом производстве. Поэтому важно справляться со сложными ситуациями: когда автор пропал, обложка не готова, дедлайны горят и тому подобным.
Многозадачность — умение быстро переключаться и уметь жонглировать разными задачи и проектами — мастхэв. Редактор вынужден рассеивать внимание на разные задачи: переписку с экспертами в Telegram, доработку текста на сайте, комментарии в документе для автора, заполнение заявок на оплату и так далее. К тому же он может не ограничиваться одним проектом, а вести несколько — тогда количество переключений возрастает в разы.
Читайте также: 10+ инструментов для таск- и тайм-менеджмента: организации личного и рабочего времени
Где и как можно работать
По данным hh.ru на май 2022 года, большинство вакансий редактора предлагают от 30 000 руб. в месяц, а 25% — от 85 000 руб. в месяц. Специалисты нужны там, где нужно профессионально работать с контентом: это и банки, и государство, и онлайн-сервисы, и диджитал-агентства.
Уровень дохода зависит от:
- Обязанностей и ответственности — как и везде: чем больше, тем большую зарплату можно попросить.
- Эффективности работы — бизнес готов платить больше, если высокий ROI, вложения в контент хорошо окупаются.
- Отрасли — есть ниши, в которых просто не могут заплатить много, потому что, например, маленький оборот и низкомаржинальный продукт.
- Опыта — новичку никто не предложит зарплату в 100 000 руб. в месяц.
- Формата работы — за фултайм (полную занятость) платят фиксированную сумму, а сдельно можно заработать больше. Но это уже зависит от умения управлять проектами и собой.
Главное: не просто править тексты так, чтобы их было легко читать, а делать контент, который будет решать задачи бизнеса — приводить клиентов, повышать узнаваемость бренда и доверие покупателей, привлекать посетителей на сайт. Если редактор разбирается не только в своей, но и смежных сферах (маркетинг, аналитика, дизайн), он точно будет более ценным на рынке.
Как стать коммерческим редактором
Есть два варианта: расти из профессии автора или попробовать сразу учиться на редактора.
Первый — обычно долгий, но более надежный. У некоторых специалистов этот процесс занимает годы. Они начинают с простых текстов на бирже, потом учатся делать более дорогие и экспертные материалы, постепенно развивают soft skills, изучают смежные темы и так далее. Часто медиа и бизнес выращивает редакторов из способных и дисциплинированных авторов.
Читайте также: 5 способов вычитать текст, если все глаза замылились
Второй вариант более быстрый, но не дает гарантий. На курсах, книгах, блогах и телеграм-каналах можно попробовать сразу научиться профессии редактора, получить необходимую базу знаний и навыков, начать практиковаться и работать. Но, возможно, такой путь даст меньше понимания всех тонкостей и нюансов работы с контентом на разных уровнях. Редактору часто нужно самому тоже что-то писать — а это будет сложно без многолетней практики на позиции автора.
Если говорить о дальнейшем карьерном росте, то следующая ступень редактора — стать главным редактором (главредом). Он тоже может организовывать работу команды, отслеживать эффективность контента, планировать публикации и так далее. Но еще выполнять дополнительные задачи: отчетность, отслеживание маркетинговых инвестиций, решение финансовых вопросов, дистрибуция и другие. У главреда больше ответственности.
Есть другие точки роста. Грамотный редактор легко может пойти в маркетологи или руководители digital-проектов. А ещё освоить другие сферы — PR, SEO, веб-аналитику или создание сайтов. С этим поможет обучающий центр CyberMarketing.