Битая ссылка — неработающая, ведет на несуществующую страницу на сайте. При переходе по такой посетитель увидит сообщение об ошибке. (Говоря техническим языком, сервер отправит код ответа 404 «Not found».)
Битые ссылки могут появиться из-за банальной ошибки при написании, а также страниц, которые раньше существовали, а потом были удалены или перенесены.


Главная проблема в том, что битые ссылки ухудшают поведенческие факторы сайта, влияющие на успех SEO-продвижения. Потому что не все посетители настойчивые и терпеливые: многие могут просто уйти, если возникают сложности с навигацией. К тому же избыток broken links — риск попасть под один из фильтров Google.
Рассказываем о 11 способах найти нерабочие ссылки на сайтах. Дальше дело будет за малым: останется вручную поправить их через панель управления или настроить 301 редирект.
Вебмастеры Яндекса и Google
В отчетах обоих этих официальных инструментов можно увидеть, сколько на сайте сломанных ссылок и где они находятся.
В Google Search Console: «Индекс» → «Покрытие» → «Ошибка 404». В Яндекс.Вебмастере: «Индексирование» → «Статистика обхода», а также «Ссылки» → «Внутренние ссылки».

Естественно, этот способ проверки работает, только если есть права доступа к сайту. Чужой ресурс не получится проанализировать таким образом.
Читайте также: 26 полезных функций «Яндекс.Вебмастера»
Системы веб-аналитики
Самые популярные счетчики веб-аналитики тоже могут помочь обнаружить проблемы с работоспособностью ссылок.
Само по себе количество ошибочных переходов (на страницу 404) можно увидеть в отчетах:
- Яндекс.Метрики: «Содержание» → «Заголовки страниц».
- Google Analytics: «Поведение» → «Контент сайта» → «Все страницы» (выбрать параметр «Название страницы»).
Важно: при условии, что 404-страница имеет отличный от других title. Еще она, скорее, будет выделяться и в отчетах «Страницы выхода». Там как раз можно увидеть, насколько битые ссылки ухудшают юзабилити сайта.

Кстати, с помощью Click.ru вы можете спарсить метатеги и заголовки с любого сайта. Первые 500 запросов — бесплатно. Дальше от 0,04 р. за запрос.
Отследить, где именно находится битая ссылка, немного сложнее. В Яндекс.Метрике для этого нужно:
1. Создать цель JavaScript-событие с идентификатором типа «error404», название сделать таким же.
2. Добавить в код страницы (XXXXXX — номер счетчика):
<script>
window.onload = function (){
ym(XXXXXX, 'reachGoal', 'error404');
}
</script>
3. Отслеживать в отчетах достижения этой цели по параметру «Страница входа».

В Google Analytics можно сделать похожим образом, с помощью событий, или настроить специальный отчет (для этого проще взять шаблон Якова Осипенкова).

Эти фильтры Google Analytics тоже работают только в том случае, если 404-страница имеет уникальный заголовок (title).
Читайте также: 20+ ресурсов для обучения веб-аналитике: блоги, курсы, каналы, сообщества, рассылки
Сервисы комплексного SEO-анализа
Другой способ проверить сайт на битые ссылки — воспользоваться одним из сервисов для SEO-аудита.
Netpeak Spider предлагает найти не только broken links, но и дубли метатегов; проверить код сервера сервера, структуру сайта, редиректы, индексацию и др. Мощная фича: встроенный парсер для извлечения данных с различных ресурсов. Подписка стоит от 15 $ в месяц, есть бесплатный тариф.

Serpstat анализирует и битые ссылки, и битые картинки. И много чего еще делает: мониторит ссылочную массу, показывает ошибки в заголовках и метатегах, показывает позиции сайта в поисковиках и т. д. Подписка стоит от 55 $ в месяц, есть демо-доступ.

Screaming Frog SEO Spider сканирует сайт и находит нерабочие ссылки, дубли, ошибки в метаданных, показывает структуру, анализирует редиректы, директивы и др. Лицензия на программу стоит 149 евро в год, однако поиск битых ссылок есть и в бесплатной версии.
Обзор 10 версии Screaming Frog
SEO Analysis & Website Review by WooRank отображает тайтл, дескрипшн и сниппет в Google, проверяет валидность Sitemap, мобильность, юзабилити, структурированные данные — и, конечно, битые ссылки тоже. Это расширение для Chrome, и оно бесплатное. (Правда, в отличие от других, подойдет только для небольших сайтов, так как надо анализировать постранично, вручную).

Кстати, анализ битых ссылок может входить в функционал сервисов автоматизации рекламы и сквозной аналитики. Например, такая возможность есть у Alytics, Marilyn.
Специализированные инструменты
Вебмастерские, системы веб-аналитики, сервисы комплексного SEO-аудита не подходят — есть более узкие инструменты, заточенные чисто под поиск битых ссылок.
Xenu’s Link Sleuth — старая-добрая программа, проверяет сайты на наличие «сломанных» ссылок. Впрочем проверяет не только ссылки, но и изображения, фреймы, плагины, скрипты. Инструмент полностью бесплатный.

Badlinks — онлайн-сервис, который предлагает как разовую, так и регулярную проверку «плохих» ссылок на сайте. Разовая стоит от 50 рублей, регулярная — от 250 рублей в год. Стоимость сильно варьируется, так как зависит от частоты анализа и размера сайта. Бесплатный поиск ограничен 10 страницами.

Check My Links — расширение Chrome для поиска нерабочих ссылок на странице. Есть возможность скопировать весь список в буфер обмена, не учитывать ссылки на определенные домены, включить отслеживание nofollow. Инструмент абсолютно бесплатный.

Если работаете с Google Ads, обратите внимание на скрипт, который сканирует все посадочные страницы и сообщает о битых ссылках на почту. О других скриптах и том, как с ними работать, — в блоге Click.ru.
Читайте также: 35+ ресурсов для обучения SEO и развития в профессии

