Есть такие способы продвижения, как линкбилдинг (размещение внешних ссылок на сторонних площадках) и нативная реклама (распространение брендированного контента с ненавязчивой рекламой). А есть нечто среднее между ними — крауд-маркетинг. Давайте разберемся, что это такое и как работать с этим инструментом.
Что такое крауд-маркетинг
Крауд-маркетинг — это такой способ коммуникации с целевой аудиторией, задача которого — повышение интереса к определенному бренду или продукту. Если дословно, это массовое привлечение ЦА к продуктам компании: с английского crowd переводится как «толпа», а marketing — «продажа» или «реализация».
При крауд-маркетинге размещают ссылки на сайт в соцсетях, блогах, на форумах, в опросниках и сервисах ответов. Причем не просто оставляют линки, а делают им максимально релевантное «оформление»: рассказывают о продукте, рекомендуют его, говорят о своем опыте и так далее. Делают все так, что сообщение выглядит как комментарий покупателя, довольного продукцией.
Главные цели крауд-маркетинга — заинтересовать целевую аудиторию товаром, создать хорошую репутацию компании и получить переходы на сайт и/или продажи.
Классический крауд-маркетинг предполагает продвижение продукта амбассадорами бренда: покупателями, которые остались довольны. В идеале товар должен им настолько понравиться, что они сами будут рекомендовать его при каждом удобном случае. Но это делают далеко не все: согласно исследованию ИОМ «Анкетолог», только 56% опрошенных оставляют положительные отзывы о товаре, остальные — молчат.
Крауд-маркетинг — это не про отзывы, а про создание спроса и привлечение новой аудитории. Его используют и для новых продуктов, о которых в принципе некому рассказывать. Крауд можно рассматривать как помощь и информирование потенциальных покупателей.
Вот пример крауд-маркетинга: в теме о покупке медицинских масок человек оставил домен сайта и похвалил продукцию
Обычно используют три стратегии:
- Рекомендательная со ссылками. В этом случае продукт прямо рекомендуют и оставляют активную ссылку на него — пользователям остается только перейти по ней и купить товар.
- Информационная со ссылками. Это когда о продукте не говорят, но развернуто отвечают на вопрос пользователя и ссылаются на какую-то полезную информацию от бренда по теме: например, на статью в блоге или технические характеристики товара.
- Рекомендательная без ссылок. В этом случае просто упоминают название товара или компании, а пользователи потом сами ищут их в интернете. Такая стратегия приносит меньше продаж и влияния на SEO, но позволяет увеличить число брендированных запросов.
Читайте также: Как получить естественные ссылки [ортодоксальный, шпионский и прагматичный подходы]
Как работает крауд-маркетинг с точки зрения бизнеса и покупателя
У бизнеса меньше затрат по сравнению с классической рекламой — не нужно платить за каждый клик или 1000 показов, как в случае с контекстом или таргетом. Нужно просто делать самому или оплачивать время человека, который будет заниматься созданием, раскруткой аккаунтов и размещением ссылок с них.
Чтобы разместить такой комментарий, не нужно много времени, но чтобы он был похож на реальный опыт пользователя, придется потрудиться
Сама технология со стороны бизнеса выглядит так:
- специалист ищет релевантные площадки, на которых есть активные околотематические обсуждения;
- регистрирует профиль, похожий на аккаунт среднестатистического пользователя;
- общается в релевантных обсуждениях и рекомендует продукт.
Иногда релевантных обсуждений нет. Тогда представители бренда могут построить диалог так: с одного профиля создают обсуждение с просьбой порекомендовать конкретный товар, с другого отвечают без ссылок и немного не по теме, с третьего ссылаются на нужный продукт.
У клиента появляется потребность в продукте, если крауд-маркетолог все сделал правильно. Получается, что человек просто находит решение своей проблемы или окончательно выбирает между несколькими компаниями.
Со стороны клиента это выглядит так:
- задает вопрос о своей проблеме на привычной для себя площадке либо ищет готовое обсуждение на форуме, в соцсети и т.д.;
- получает рекомендации конкретного продукта, интересуется им;
- идет в поисковую систему, находит хорошие отзывы или другие обсуждения в положительном ключе;
- переходит на сайт и совершает покупку.
Конечно, схема индивидуальна и зависит от ниши бизнеса и стратегии размещения крауд-ссылок. Но в общем и целом она выглядит так.
С моральной точки зрения крауд-маркетинг — неоднозначный инструмент. С одной стороны, компании обманывают пользователей, потому что выдают рекламу за реальный опыт покупателей. С другой — это все-таки остается сильным инструментом информирования людей о продуктах. Крауд-маркетинг может быть относительно честным, если не обещать невозможного, а просто перечислять характеристики или преимущества продвигаемого продукта.
Читайте также: Заработок на арбитраже трафика: скрытые проблемы и полезные лайфхаки
Какой эффект дает крауд-маркетинг
- Повышает лояльность к бренду — пользователи узнают о нем, запоминают продукт, особенно если он оправдывает ожидание.
- Помогает продвижению сайта — люди, перешедшие по крауд-ссылкам, могут дольше времени изучать ресурс. Это улучшит поведенческие факторы, что в свою очередь повысит позиции сайта в поисковой выдаче. Сами ссылки тоже могут вывести сайт в топ.
- Приносит продажи — лояльные пользователи, которые узнали о продукте благодаря крауд-ссылке, могут совершить покупку на сайте и возвращаться туда снова.
Крауд-маркетинг используют как дополнительный инструмент привлечения трафика и лидов на сайт. В некоторых нишах он может приводить достаточно серьезную долю посетителей. Например, есть кейс, где за два месяца интернет-магазин салона флористики получил рост трафика из поисковых систем на 25% благодаря крауд-маркетингу.
Этот инструмент приносит не только трафик, но и реальные продажи. Согласно эксперименту, проведенному Netpeak, каждая 42-я размещенная крауд-ссылка приводит к транзакции: оплате товара или услуг. А в среднем одна ссылка приводит на сайт семь человек.
«Классический крауд-маркетинг еще жив. Многие его давно похоронили, а зря.
На нашей практике с начала 2020 года с крауд-ссылок клиенты получили 6-11 % от суммы всех заявок с разных каналов. Особенно ярко себя проявили крауд-ссылки в ответах на вопросы в «Яндекс.Кью» — трафик, лиды и продажи идут в гору каждый месяц. Правда, модерация с конца лета стала в разы жестче, но и к этому мы нашли подход.
Крауд всегда считали дешевым инструментом, так как большого бюджета на него не нужно, но вот по временным меркам (подбор площадок и создание максимально естественных, реалистичных аккаунтов) он отнимает много сил. Зато грамотный крауд «приносит плоды» в виде постепенного прироста трафика и «теплых» лидов»
Александра Левшина, ORM-специалист компании Soldi Marketing
Как работать с крауд-маркетингом, чтобы он приносил лиды
Можно разместить сколько угодно ссылок и не получить никакого эффекта, а можно уделять крауд-маркетингу час-два в день и размещать ссылки, по которым постоянно будут переходить люди.
Выберите релевантные площадки. Размещать крауд-ссылки везде, где только можно, не стоит. Лучше использовать для этого релевантные ресурсы:
- посвященные вашей или околотематической нише — например, в случае продвижения скейтбордов это может быть сообщество скейтеров в социальных сетях;
- те, на которых общается ваша целевая аудитория — например, если продвигаете средство от колик, можно зарегистрироваться на «мамских» форумах.
Для начала будет достаточно двух-трех посещаемых релевантных площадок. В случае продвижения маски для лица можно пойти на форум косметологов, а дополнительно — на популярный «женский» ресурс типа Woman.ru. Постепенно можно добавлять к списку другие площадки — например, по 2–3 штуки раз в месяц.
Заведите естественные аккаунты. Естественные — похожие на профили обычных пользователей. Это значит, что вам нужно зарегистрировать аккаунт и «прокачать» его.
«Прокачка» выглядит так: сначала вы активно общаетесь на отвлеченные темы, оставляете комментарии под новыми постами, создаете свои обсуждения. И только когда набираете как минимум 10–15 обычных сообщений, начинаете продвигать продукты крауд-ссылками.
Это важно, потому что только что зарегистрированным аккаунтам не доверяют ни пользователи, ни модераторы. По ссылкам от «новорега» не будут переходить, а модераторы могут просто удалить ваши сообщения. Чем больше «прокачиваете» профиль, тем больше ему будут доверять.
Оставляйте развернутые ответы. Просто кидать в автора темы ссылкой неэффективно — объясните, почему стоит выбрать именно этот продукт или заказать его именно в этой компании. Так рекомендация будет выглядеть естественно.
Рекомендовать продукт можно по-разному:
- описать личный опыт использования: «недавно заказывал, понравилось первое, второе, третье, десятое»;
- сослаться на опыт друзей, коллег или родственников: «друг покупал здесь и рекомендовал мне»;
- рассказать про свои знания: «слышал о таком продукте, говорят хорошо помогает».
Главное, чтобы сам ответ выглядел так же естественно, как и профиль. Искусственно созданные сообщения не вызывают доверие пользователей на подсознательном уровне.
В этом ответе есть ключевое слово, нет конкретики про акции и скидки, есть заметный призыв к действию и не очень удачная попытка рассказать о личном опыте. Вы примете такой во внимание?
Анализируйте эффективность. Без этого вы не поймете, какие сообщения приносят переходы и продажи, а какие — нет. Анализировать эффективность крауд-маркетинга можно двумя способами:
- устанавливайте цели в Google Analytics или Яндекс.Метрике и смотрите источники переходов на сайт — там будут видны ресурсы, но не конкретные темы;
- используйте UTM-метки так, чтобы у каждого сообщения было свое обозначение — так вы отследите эффективность каждой ссылки.
При анализе учтите, что такой маркетинг часто имеет отложенный эффект. Вы можете не получать переходов с конкретного ресурса полгода, а потом обсуждение на нем выйдет в топ по какому-нибудь запросу. И тогда люди будут читать и переходить по оставленной вами ссылке. Поэтому не стоит сразу отказываться от площадок, которые на первый взгляд не приносят продаж.
Если некому поручить распространение крауд-ссылок и не хотите заниматься этим сами, обратите внимание на специальные сервисы крауд-маркетинга. В них вы просто прописываете задачу, а ее выполняют реальные люди. Но учтите, что, скорее всего, исполнители не будут заморачиваться над тем, чтобы создавать «естественные» аккаунты. И эффективность такого маркетинга будет ниже, чем если делать или контролировать все самому.
Крауд-маркетинг для бизнеса. Как помочь своему проекту расти? Игорь Рудник, руководитель сервиса крауд-маруктинга Referr.ru
А вот если вам нужен не только крауд, но и обычный естественный линкбилдинг, обратите внимание на соответствующий инструмент в Promopult.
Где искать релевантные обсуждения, подходящие для размещения крауд-ссылок
- В соцсетях. Лучше всего в группах с пользовательским контентом: там, где люди предлагают посты, а администраторы публикуют их. Это могут быть группы городов и районов, сообщества по интересам.
- На форумах. Ищите в поиске тематические или околотематические форумы — например, никто не запрещает продвигать беспроводные наушники в обсуждениях проводных.
- В сервисах вопросов-ответов. Это «Яндекс.Кью», «Ответы Mail.ru» и другие подобные площадки. Они занимают первые места в топе, поэтому вы можете получать стабильный трафик оттуда, если разместите ответ на какой-то популярный вопрос.
- В блогах. Это могут быть и отдельные сайты, и блоги людей на платформах типа «Живого Журнала» и «Яндекс.Дзена». Можно высказывать там свое мнение по теме публикации, но учтите, что блогеры и вебмастера часто удаляют комментарии со ссылками.
Еще почитайте о 4 ошибках, из-за которых крауд-маркетинг не работает.