В сентябре 2018 года Яндекс заменил тИЦ на ИКС (индекс качества сайта). С тех пор в SEO-сообществе нет покоя. С тИЦ было все ясно: закупили ссылок — выросла «пузомерка»; нарастили тИЦ — продаем ссылки дороже; попали под АГС — тИЦ обнулился. В ситуации с ИКС Яндекса пока ничего не понятно.
SEO-специалисты, понимая, что Яндекс ни за что не опубликует «формулу», провели собственные исследования и попытались разобраться, какие факторы коррелируют с ИКС. Мы собрали результаты исследований, чтобы выявить закономерности.
От чего зависит ИКС: результаты исследований
Вот что Яндекс пишет в справке по поводу факторов, влияющих на ИКС:
При расчете индекса качества учитываются размер аудитории сайта, степень удовлетворенности пользователей, уровень доверия к сайту со стороны пользователей и Яндекса, а также другие критерии.
По сути, это вся официальная информация. Известно еще, что значение ИКС регулярно обновляется (по аналогии с тИЦ). Кроме того, Яндекс по ходу дела может менять формулу ИКС без предупреждения.
Более-менее реальную картину степени влияния отдельных факторов на ИКС можно получить только путем анализа данных. В этой сфере три компании (PromoPult, Sape и Just-Magic) провели масштабные корреляционные исследования между ИКС и критериями, которые предположительно влияют на него.
Ссылки на исследования
Мы проанализировали результаты и свели их в таблице:
Сравниваем факторы, которые называет Яндекс, с реальным положением дел.
Размер аудитории
Здесь связь очевидна: чем больше трафика у сайта, тем выше ИКС. По общему трафику прослеживается устойчивая корреляция. По трафику из органики тоже есть связь. А вот рекламный трафик не влияет на ИКС (это ответ сторонникам теории заговоров, которые считают, что Яндекс раздает ИКС только тем, кто откручивает бюджеты в Директе).
Степень удовлетворенности пользователей
Под этим фактором понимаются внутрихостовые поведенческие метрики. В исследовании PromoPult прослеживается вполне логичная обратная корреляция между отказами и ИКС, но разброс данных слишком велик для того, чтобы подтвердить наличие такой связи.
Уровень доверия к сайту со стороны пользователей и Яндекса
Если предположить, что речь идет о ссылках, то этот фактор играет роль: корреляция между тИЦ и ИКС заметна во всех исследованиях.
Связь между посещаемостью и ИКС
В исследованиях обнаружена прямая связь между количеством прямого трафика и ИКС. Но если разбираться более глубоко, все не так радужно. Так, в Just-Magic предположили, что если прямой трафик влияет на индекс, то и доля прямого трафика в общем трафике должна влиять аналогично. Но данные говорят, что связи нет:
Потом проверили корреляцию по сайтам, у которых доля прямого трафика менее 10 %:
Таким образом, корреляция между ИКС и общим трафиком более значима, чем между ИКС и прямым трафиком.
В PromoPult тоже попробовали связать ИКС с долей трафика — только не прямого, а поискового. Корреляция между ИКС и поисковым трафиком (по всем сайтам) была слабой:
А когда проверили сайты, доля поискового трафика которых более 50 %, корреляция стала сильнее:
Получается, что доля поискового трафика важна при формировании ИКС. Но дело может быть и в естественности его распределения.
Интересный момент связан с влиянием на зависимость между ИКС и трафиком типа сайта. В PromoPult классифицировали площадки на коммерческие и некоммерческие — разницы в связи не обнаружено:
Проверка корреляции по сайтам разных тематик тоже не сделала сенсации — связь по-прежнему присутствует:
Что в итоге
По факту ИКС — это некий микс «пузомерки» и счетчика посещаемости. Достоверных подтверждений того, что при оценке ИКС Яндекс учитывает удовлетворенность пользователей и технические параметры сайтов, не найдено.
Стоит понимать, что корреляция не показывает причинно-следственных связей. При большом желании можно найти корреляцию между ИКС и динамикой рождаемости где-нибудь на Ямайке. Поэтому к ИКС только присматриваются — практического применения этот показатель пока не нашел. Тем более что, вполне вероятно, его формула со временем будет меняться.
Полезные ссылки
Проверка ИКС любого сайта: https://webmaster.yandex.ru/sqi/
Массовая проверка ИКС: https://promopult.ru/tools/xparser.html
Подробнее о результатах исследования PromoPult – в докладе руководителя компании Алексея Штарева на конференции Cybermarketing-2018.
Хотите прокачаться в SEO-продвижении? Записывайтесь на интенсивные курсы от Cybermarketing. Дата начала — 16 января 2019 года. Длительность — 1 месяц (8 занятий). Место проведения — г. Москва, ул. Марксистская, д. 34к7. (ауд. 720).