Разобрали 12 важных моментов, на которые надо обращать внимание еще при создании сайта интернет-магазина. Статья пригодится начинающим предпринимателям, разработчикам и специалистам, занимающимся продвижением e-commerce-проектов.
Запустить интернет-магазин можно за вечер, особенно если воспользоваться конструктором сайтов. Наполнить ресурс товарами и текстом тоже можно за один день, если ассортимент небольшой, а регион один.
Но есть ли смысл в скорости, если конверсия будет низкой, доля отказов высокой, а продажи — нулевыми? Согласитесь, лучше заранее продумать сайт таким образом, чтобы тот соответствовал современным требованиям, решал задачи пользователей и приносил прибыль владельцу.
Разбираем 12 важных моментов, которые надо учесть при разработке сайта интернет-магазина. Не важно, создаете ли вы его сами или заказываете подрядчику — того тоже не помешает проконтролировать.
Удобство управления сайтом
Разработка сайта интернет-магазина — это только начало.
В процессе наполнения, доработок, продвижения придется постоянно обращаться к административной панели: менять контакты, добавлять новые категории, загружать картинки, выгружать заказы и т. д.
Если управлять сайтом сложно и неудобно, а для минимальных изменений нужно прибегать к помощи программистов – торговля превратится в мучение и, скорее всего, придется все переделывать. Рано или поздно.
Вот что бывает, когда предприниматель экономит на разработке сайта и выбирает самописную или просто устаревшую CMS (систему управления сайтом)
SEO-дружественность
По данным Data Insight и Robokassa (2017), в среднем интернет-магазины получают из органического поиска 34 % всего трафика.
Это серьезная цифра, поэтому еще до запуска e-commerce-проекта следует учесть при разработке сайта интернет-магазина следующие требования к SEO-функциональности:
- наличие XML-карты сайта и robots.txt;
- настройку ЧПУ (читабельных URL) у карточек и разделов;
- возможность легко прописать метатеги (title, description) на каждой странице;
- внедрение микроразметки Schema.org, протокола Open Graph для формирования привлекательных сниппетов в поиске и в социальных сетях;
- интеграции с кабинетами вебмастеров и системами веб-аналитики.
Если все эти термины для вас – темный лес, изучите гайд по саморазвитию в SEO. Там хорошая подборка книг, блогов, видео и курсов по теме.
Безопасность
Важно обеспечить не только защиту сайта от вирусов и атак, но и безопасность данных покупателей: логинов, паролей, номера банковской карты и др. Для этого нужно как минимум:
- выбрать надежный движок или конструктор, а также устойчивый хостинг;
- регистрировать все на свое имя, использовать сложные пароли и двухфакторную авторизацию;
- подключить SSL-сертификат (протокол https) для повышения безопасности соединения, доверия пользователей и рейтинга в поисковиках.
А если что-то все же случится, под рукой должны быть контакты техподдержки или проверенного частного специалиста по разработке и доработке сайта, который сможет помочь оперативно.
Скорость загрузки сайта
Согласно отчету Google и SOASTA (2017), скорость загрузки сайта напрямую влияет на показатель отказов. К тому же PageSpeed, пусть и небольшой, но фактор ранжирования в Google.
Увеличение показателя с 1 до 10 секунд увеличивает отказы на 123 %
Чтобы не терять посетителей, система управления сайтом должна предусматривать управление скоростью загрузки: настройку кеширования картинок и других файлов, подключение CDN и AMP. Сколько грузятся страницы у любого ресурса, можно узнать с помощью Sitespeed, Webpagetest.
Адаптивность, мобильность
Исследование «Интернет-торговля в России» показывает, что 34,6 % покупок — мобильные, то есть произведены с планшета или смартфона. Причем в 59 % случаев смартфон так или иначе участвовал в процессе покупки, даже если саму транзакцию произвели с десктопного устройства.
Статистика по покупкам с нескольких устройств
Вывод: сайт должен одинаково хорошо отображаться на всех экранах, браузерах и операционных системах. Учтите и это требование до начала разработки сайта интернет-магазина. Проверить адаптивность, кроссбраузерность и кроссплатформенность можно с помощью Browserling, Screenfly.
Структура и навигация
Чтобы купить товары, покупатель должен как минимум легко найти их, сравнить между собой и положить в «Корзину». Поэтому важно заранее учесть:
- количество категорий и подкатегорий, пункты меню;
- фильтры для сортировки по цене, цветам, размерам и т. п.;
- блоки «Похожие товары», «С этим покупают», «Распродажа», «Новинки» и др.;
- поиск в каталоге по названию и описанию, наличие «хлебных крошек».
1) меню с основными разделами 2) «хлебные крошки»
Кстати, семантическое ядро можно использовать не только для оптимизации текстов или настройки рекламы, но и при разработке структуры, фильтров, «хлебных крошек». К примеру, если ввести запрос «холодильник» в Яндекс.Вордстате, по популярным запросам сразу видно: люди могут искать технику по размеру, типу системы, ценовому сегменту, количеству камер и др. Однако мы советуем не тратить время на ручной подбор, а быстро собирать максимально широкую семантику с помощью сервисов автоматизации: Click.ru, Promopult.
Контент
Задачи контента в интернет-магазине: помочь покупателю с выбором, дать всю необходимую коммерческую информацию (условия оплаты и доставки, характеристики и пр.), показать, как товар выглядит и как его использовать.
Важно всегда помнить: в интернете покупатель не может потрогать, понюхать и повертеть товар. Эти ощущения ему должны заменить текст, фото и видео. Иногда визуальный контент в приоритете, а текст в карточке товара можно почти не использовать. В некоторых случаях без текстового описания никак.
К примеру, фото чая мало что говорит, без подробного описания сложно обойтись в этой тематике
Читайте также
Элементы доверия, социальные доказательства
Новым клиентам сложнее принять решение о покупке, если на сайте интернет-магазина нет социальных доказательств. К ним могут относиться:
- рейтинги, отзывы покупателей о товарах и магазине в целом;
- список партнеров, сведения о наградах и премиях;
- мнения селебрити и экспертов в отрасли;
- количество клиентов, срок работы на рынке;
- видеообзоры с участием покупателей, сотрудников магазина.
Также важны и другие элементы доверия на сайте: местный телефон, почта на домене, отсутствие стоковых фотографий, наличие юридической информации и т. д. В техническом задании на разработку сайта интернет-магазина этот пункт должен найти место.
Конверсионные элементы
Чтобы получить максимум конверсий, недостаточно хорошей структуры, удобной навигации и качественного контента. И на этапе создания, и в дальнейшем необходимо работать над дизайном, расположением и текстом конверсионных элементов: CTA-кнопок, поп-апов, пуш-уведомлений, лид-форм, виджета обратного звонка, онлайн-консультанта.
Главное, не переборщить: если элементы будут мешать смотреть каталог, часто вылезать, содержать нерелевантный призыв — конверсия может наоборот ухудшиться. Поэтому в ходе работы над сайтом интернет-магазина надо проводить тестирование, изучать данные веб-аналитики.
Один поп-ап перекрывает другой, невозможно ничего прочитать – с такого сайта хочется уйти, даже если внутри куча полезной информации, привлекательные цены.
Еще у нас в блоге есть подробная информация о том, как улучшить свой сайт и повысить конверсию.
Привлечение и возврат клиентов
Если запустить с нуля интернет-магазин, сложить ручки и ждать, продаж не будет, никто сам не придет с деньгами. Еще на этапе разработки сайта интернет-магазина нужно рассчитывать, как привлекать и удерживать посетителей:
- какие маркетинговые каналы использовать (социальные сети, контекстную рекламу, размещения у блогеров или др.);
- как возвращать тех, кто были на сайте, но ничего не купили или купили, но уже готовы совершить повторную покупку (ретаргетингом в соцсетях, email-рассылкой, РСЯ/КМС, реферальной системой или др.);
- кто будет заниматься продвижением, по каким KPI оценивать их работу;
- сколько бюджета на это потребуется хотя бы ориентировочно.
Пример медиаплана: CTR, CPC, CR и др.
Кстати, мы уже писали о том, как интернет-магазину вернуть посетителей, которые ничего не купили.
Аналитика и учет
Чтобы правильно распределять маркетинговый бюджет, а также рассчитывать важнейшие показатели — средний чек, частоту покупки, конверсию в заказ и др. — не обойтись без аналитики. Как минимум, для этого нужно установить и настроить счетчики Google Analytics и Яндекс.Метрику. Также не помешает подключить CRM-систему, чтобы учитывать все заявки и клиентов, и коллтрекинг – для анализа источников звонков и прослушивания менеджеров по продажам. Или хотя бы учесть на будущее возможность и сложность интеграции с такими инструментами.К тому же интернет-магазину важно иметь синхронизацию цен и остатков с программой складского учета или хотя бы с эксель-файлом (с товарным фидом).
Зачем нужна и как построить сквозную аналитику с учетом многоканальности
Будет неудобно, если покупатель заказал товар, так как тот был в наличии на сайте, и ждет доставку, а оказалось, что все закончилось, так как внезапно раскупили на офлайн-точке. И вручную на сайте ничего не успели исправить. Требования к контролю и мониторингу — важная составляющая технического задания на разработку сайта интернет-магазина.
Масштабируемость
Когда вы только запускаете интернет-магазин и не уверены, «выстрелит» он или нет, разумно минимизировать расходы. Например, купить хостинг подешевле, сделать сайт на конструкторе с ограниченным числом товаров, настроить рекламу вручную и смотреть на спрос, анализировать первые результаты, пробовать.
Но, перед тем как начать все это, стоит задаться вопросом: что если бизнес пойдет в гору? Сможете ли вы быстро перенести сайт, создать региональные поддомены, принять большое количество трафика, выделить больше менеджеров и других специалистов? Лучше заранее учитывать такой вариант, чем в спешке искать способы, допускать ошибки, терять деньги и позиции.
Чтобы не пришлось внезапно возиться с HTML-кодом, FTP-клиентом, кабинетами для вебмастеров и парсингом сайта – продумывайте масштабируемость заранее
P. S.
Получается, еще при разработке сайта интернет-магазина надо обращать внимание и всячески учитывать следующие моменты:
— Удобство управления сайтом (как проходит загрузка новых товаров, изменение контактов и пр.).
— SEO-дружественность (возможность поменять title и description, настроить микроразметку и др.).
— Безопасность (наличие защиты от взломов, частота обновлений системы, подключение SSL-сертификата).
— Скорость загрузки сайта (каждая секунда задержки увеличивает отказы, значит, снижает конверсию и прибыль).
— Адаптивность (сайт должен правильно отображаться на любых экранах, в любых браузерах, на любой операционной системе).
— Структура и навигация (удобный поиск по каталогу, разнообразные фильтры, наличие «хлебных крошек» и др.).
— Контент (качественный текст, наглядные фото и видео – нужно делать максимум, чтобы компенсировать отсутствие живого взаимодействия с товарами).
— Элементы доверия (чтобы привлекать новых покупателей, должно быть все хорошо с элементами доверия – отзывами, сертификатами, юридической информацией и т. п.).
— Конверсионные элементы (поп-апы, виджеты, кнопки заказа – нужно постоянно тестировать их размер, расположение, кликабельность).
— Привлечение и возврат клиентов (важно хорошо представлять, что за специалисты, какими инструментами и за какие деньги будут привлекать новых и удерживать действующих покупателей).
— Аналитика (нельзя будет принять решение об эффективности тех или иных маркетинговых каналов, если не настраивать аналитику и не изучать ее отчеты) и учет (синхронизация остатков и цен поможет избежать неприятных ситуаций из-за отсутствия товаров или неправильной стоимости).
— Масштабируемость (ограниченность инструментов на старте бизнеса может создать существенные проблемы при возможном дальнейшем масштабировании).
И напоследок – что точно не стоит делать при разработке сайта интернет-магазина с нуля:
- покупать дорогой, модный, красивый дизайн за 100 000 рублей или еще дороже;
- экономить на контенте: брать фото на стоках, заказывать рерайт по 30 рублей за 1 000 знаков и т. д.;
- покупать баннеры на РБК, интеграцию у топовых блогеров и т. п.;
- пытаться тягаться бюджетами и ассортиментом с гигантами вроде Aliexpress, Яндекс.Маркет, Avito и другими.
Чтобы правильно организовать продвижение интернет-магазина в социальных сетях и в поисковых системах, уметь получать высокую конверсию при минимальных затратах, приходите на очные и онлайн-курсы Cybermarketing в Москве. Предприниматель, владелец бизнеса или начинающий маркетолог смогут разобраться в контекстной рекламе, SEO или таргетинге всего за месяц. Занятия проходят с ведущими экспертами отрасли, в небольших группах с разным уровнем подготовки.