На запрос пользователя поисковые системы выдают список релевантных ссылок. Описание (сниппет) каждой ссылки при этом может выглядеть по-разному. Как, например, вот в этом случае:

Пример выдачи «Яндекса» по коммерческому запросуПример выдачи «Яндекса» по коммерческому запросу

Почему у одних сайтов в сниппете показывается дополнительная информация (адрес, контакты, отзывы и пр.), формирующая так называемый расширенный сниппет, а у других – нет? Всё дело в микроразметке (структурированных данных).

Как работает микроразметка

Предположим, вы разместили на сайте статью. Поисковик понимает, что в ней написано, но не всегда может самостоятельно определить элементы статьи: заголовок, имя автора, картинки, рейтинг и т. д. Если добавить на страницу специальный код (микроразметку), — который будет разъяснять поисковым системам, что есть что, — они смогут отобразить больше информации о сайте или компании в сниппете. Это, в свою очередь, улучшает пользовательский опыт в поиске: юзеры смогут получать интересующие их данные прямо в выдаче и тратить меньше времени на выбор наиболее подходящего их запросу сайта.

Микроразметка не является фактором ранжирования и не оказывает прямого влияния на SEO. Более того, никто не гарантирует, что сразу после внедрения кода вы получите ощутимый приток посетителей на сайт. Однако это мощный инструмент, который помогает привлекать внимание в выдаче и выделять ресурс на фоне конкурентов. 

Поэтому нужно заниматься разметкой страниц, но не в первую очередь, а когда сайт уже будет на первой странице поиска, в верхней его части, где сниппет играет более значимую роль для пользователя, когда он принимает решение о переходе.

Вот как может выглядеть статья с микроразметкой в поиске «Яндекса»:

Пример статьи с микроразметкой – картинка попала в сниппетПример статьи с микроразметкой – картинка попала в сниппет

Кстати, не только поисковые системы используют структурированные данные на сайтах. Микроразметка также позволяет формировать красивые ссылки на внешние ресурсы в соцсетях. Например, когда пользователь делится ссылкой в «Фейсбуке», она выглядит так:

Всё по канонам: картинка, ссылка, заголовок и описаниеВсё по канонам: картинка, ссылка, заголовок и описание

Но если не внедрить на страницу микроразметку для соцсетей, пост с ссылкой может сформироваться иначе: неправильная картинка, отсутствующие элементы и пр. Это не очень хорошо, так как от привлекательности ссылки зависит то, насколько активно по ней будут переходить. Если соцсети — один из источников трафика на сайт, о настройке микроразметки нужно подумать в первую очередь.

Читайте также: 10 способов получить бесплатный трафик на сайт

Типы расширенных сниппетов: в каком случае микроразметка наиболее полезна?

Расширенные сниппеты могут показываться как по коммерческим, так и по информационным запросам. Для разных типов контента у поисковых систем предусмотрены разные «плюшки», которые сайт может получить в выдаче. 

В примере выше был показан сайт с разметкой информационной статьи. Но есть типы содержимого, которые могут дать больше возможностей для формирования информативного и привлекательного сниппета. Одним из самых наглядных примеров такого контента являются рецепты:

Рецепты в поисковиках выделяются особым образом: в сниппете присутствует картинка, время приготовления, калории и прочая информацияРецепты в поисковиках выделяются особым образом: в сниппете присутствует картинка, время приготовления, калории и прочая информация

При продвижении кулинарного сайта игнорирование микроразметки может негативно сказаться на посещаемости из поиска – пользователю проще кликнуть на тот рецепт, который больше понравится ему на картинке или будет подходить по другим параметрам, отображаемым в расширенном сниппете.

Еще один пример информационного контента – страница вопросов и ответов, которая тоже может иметь особый вид в поиске.

У структурированной страницы в сниппете выводится несколько вопросов и частично текст ответов на нихУ структурированной страницы в сниппете выводится несколько вопросов и частично текст ответов на них

Кроме представленных примеров Google поддерживает нестандартные сниппеты для товаров, компаний, страниц формата Q&A (форумы), программного обеспечения и многих других типов контента. У «Яндекса» набор похожий, но немного отличается. Полный перечень видов содержимого страниц, по которым показываются расширенные сниппеты, можно посмотреть в справке.

Размечать можно не только текст, но и отдельные изображения и видео на странице. Это не только увеличит вероятность их попадания в сниппеты, но и улучшит представление в сервисах поиска по этому типу контента («Google Картинки», «Яндекс.Видео» и т. д.).

Из чего состоит микроразметка

Для внедрения структурированных данных на сайт необходимо пользоваться общепринятыми обозначениями, которые можно найти в специальных словарях.

Словари содержат наборы сущностей и их свойств, характеризующих содержимое страницы. К примеру, у вас есть интернет-магазин с товарами. Чтобы в сниппете выводилось правильное описание и цена, нужно использовать специальную сущность (Product) с соответствующим набором свойств.

Среди основных словарей можно выделить:

  • Schema.org. Практически общепринятый стандарт разметки. Он одинаково поддерживается «Яндексом», Google и Bing.
  • Microformats.org (микроформаты). Используется в основном для разметки контактов, отзывов и данных о товарах. «Яндекс» поддерживает этот формат для разметки контактной информации и рецептов. 
  • Open Graph. Это уже словарь немного иного типа – его применяют для разметки ссылок в соцсетях. Open Graph включает всего несколько типов данных: с его помощью вы можете указать заголовок, описание, картинку, тип материала и саму ссылку на материал.

Микроразметка реализуется при помощи синтаксиса. Например, ту же schema.org можно внедрить несколькими разными способами (микроформаты, в отличие от неё, уже содержат синтаксис). Их тоже бывает несколько:

  1. JSON-LD.
  2. Microdata.
  3. RDFa.

Рассмотрим каждый из типов более подробно.

JSON-LD

Самый удобный синтаксис: не нужно размечать каждый элемент – просто добавляете кусок кода между элементами <head></head> или <body></body> сайта.

Пример кода:

<script type="application/ld+json">
{
"@context": "https://schema.org/",
"@type": "Organization",
"name": "My Company",
"url": "https://mycompany.ru/",
"description": "Мы предоставляем лучшие услуги во всём мире.",
"email": "support@mycompany.ru"
}
</script>

Microdata

Здесь всё иначе: код не вставляется отдельным блоком, а «обволакивает» каждый элемент. То есть к существующим тегам добавляются дополнительные атрибуты. Аналогичный прошлому пример, реализованный с помощью микроданных, будет выглядеть так:

<p itemscope itemprop="organization" itemtype="https://schema.org/Organization">
<a href="https://mycompany.ru/" itemprop="url">
<span itemprop="name">My Company</span></a>
<span itemprop="description">Мы предоставляем лучшие услуги во всём мире.</span>
Связь с нами: <span itemprop="email">support@mycompany.ru</span>
</p>

RDFa

Этот синтаксис всегда используется в связке с Open Graph. Его код похож на предыдущий, но выглядит слегка иначе:

<p vocab="https://schema.org/" typeof="Organization">
<a href="https://mycompany.ru/" property="url">
<span property="name">My Company</span></a>
<span property="description">Мы предоставляем лучшие услуги во всём мире.</span>
Contact us at: <span property="email">support@mycompany.ru</span>
</p>

На самом деле третий тип синтаксиса в поиске встречается редко. Если для разметки на сайте используется словарь schema.org, её обычно реализуют при помощи JSON-LD и микроданных.

Синтаксис JSON-LD содержит меньше кода, проще воспринимается и правится, рекомендован Google, но имеет существенный недостаток – поиск «Яндекса» пока его не поддерживает.

Как внедрить структурированные данные на страницу

Размечать содержимое страницы можно несколькими способами:

  1. Вручную (для этого нужно хотя бы на базовом уровне разбираться в коде).
  2. С помощью Google Tag Manager.
  3. При помощи плагинов CMS.

При ручном способе внедрения микроразметки писать код с нуля, разумеется, не нужно. Его необходимо просто добавить в правильное место. А получить готовую разметку можно благодаря специальным генераторам.

Один из самых многофункциональных сервисов – Web Code Tools. С его помощью можно создавать разметку и для соцсетей, и для поиска.

В левом меню – типы разметки (есть даже Twitter Cards – особый формат для «Твиттера»)В левом меню – типы разметки (есть даже Twitter Cards – особый формат для «Твиттера»)

Все виды содержимого страниц, для которых доступны расширенные сниппеты, представлены в основном списке. Если необходимо добавить товар, к примеру, выбираем предпоследний вариант – Product Offer.

Теперь нужно вписать в пустые поля соответствующие свойства и скопировать код, сгенерированный справа.

Код обновляется прямо на ходу – по мере добавления новых свойствКод обновляется прямо на ходу – по мере добавления новых свойств

Прежде чем вставлять полученный фрагмент HTML или скрипт (в случае JSON-LD) на сайт, его необходимо проверить в специальном валидаторе. Можно воспользоваться инструментами Google и «Яндекса». Они оба работают по схожему принципу: вы вставляете в поле код или ссылку на страницу с размещенным в ней кодом, инструмент анализирует содержимое и выводит отчёт.

В отчётах сервисов поисковых систем есть некоторые различия. Один и тот же недописанный фрагмент сервисы восприняли по-разному. «Яндекс» выдал ошибку и указал на то, что одно из обязательных свойств было пропущено.

Сервис явно указывает на ошибки, если они естьСервис явно указывает на ошибки, если они есть

Google, в свою очередь, просто выдал предупреждение:

«Яндекс» считает атрибут с валютой цены товара обязательным, а Google – нет«Яндекс» считает атрибут с валютой цены товара обязательным, а Google – нет

Теперь разберем подробнее каждый из способов внедрения кода на сайт.

Читайте также: Оптимизируем сайт: технический аспект

Ручной метод

Скрипт JSON-LD можно поместить в любое место страницы в секцию или . Это делается в редакторе исходного кода за несколько секунд. С микроданными сложнее – придется искать именно тот фрагмент содержимого, который был размечен, и менять его на сгенерированный код или приписывать каждый атрибут к существующим тегам отдельно.

Если вы продвигаетесь только в Google, внедрить микроразметку можно гораздо проще – при помощи специального маркера. Это позволит избежать взаимодействия с кодом и быстро получить результат. Однако для других поисковиков такая разметка работать не будет.

Добавление с помощью Google Tag Manager

Этот способ подходит для внедрения разметки типа «Организация», так как код добавляется сразу на все страницы сайта.

Перейдите в Менеджер тегов и добавьте новый тег.

Для начала работы нужно зарегистрироваться и добавить сайтДля начала работы нужно зарегистрироваться и добавить сайт

Щелкните на область «Конфигурация тега», прокрутите появившийся справа список ниже и выберите «Пользовательский HTML».

Тип «Пользовательский HTML» позволяет добавить на сайт любой код или скриптТип «Пользовательский HTML» позволяет добавить на сайт любой код или скрипт

Вставьте код и нажмите на область «Триггеры». В открывшемся меню выберите All Pages.

Если настройки дефолтные, то All Pages будет единственным триггером в спискеЕсли настройки дефолтные, то All Pages будет единственным триггером в списке

После выбора триггера осталось нажать «Сохранить» в правом верхнем углу и задать имя тега.

Использование плагинов CMS

Плагины популярных CMS позволяют генерировать и внедрять микроразметку прямо в панели управления сайтом (сразу при создании или редактировании страниц или в настройках плагина).

Существует много доступных вариантов. Если ваш сайт использует WordPress, для него есть как специализированные плагины, так и отдельные модули в составе SEO-плагинов (All in One SEO, Yoast и т. д.). С модулями часто бывают проблемы, так как они не совсем корректно внедряют разметку. Кроме того, они могут отсутствовать в бесплатной версии. 

Разметка для соцсетей, однако, в большинстве случаев доступна. В плагине All in One SEO её можно найти в одной из вкладок с настройками под статьей, которую вы добавляете или редактируете.

Доступна как разметка для Facebook (которую понимают и другие соцсети), так и Twitter CardsДоступна как разметка для Facebook (которую понимают и другие соцсети), так и Twitter Cards

Примеры специализированных бесплатных плагинов, с помощью которых можно добавить структурированные данные: Schema (JSON-LD) и Schema — All In One Schema Rich Snippets (microdata).

В бесплатной версии Schema микроразметка доступна для статей, контактов, видео и некоторых других типов контента. Добавляются структурированные данные в настройках плагина.

Микроразметка настраивается в разделе Settings меню плагинаМикроразметка настраивается в разделе Settings меню плагина

Во вкладке General нужно выбрать тип сайта и загрузить логотип. Заполнение полей в разделе Knowledge Graph позволит попасть в граф знаний Google, если ваша компания/персона достаточно узнаваемы. Вкладка Schema содержит набор элементов (хлебные крошки, футер, хедер, комментарии, видео, аудио) и страниц («О нас» и «Контакты»), для которых можно активировать микроразметку.

All In One Schema Rich Snippets – полностью бесплатный плагин, который настраивается отдельно для каждой добавляемой или редактируемой страницы (настройки можно найти под редактором записей/страниц/товаров). На выходе получается код в формате микроданных, поэтому разметка подходит и для «Яндекса».

Достаточно выбрать тип контента из открывающегося списка и заполнить обязательные поляДостаточно выбрать тип контента из открывающегося списка и заполнить обязательные поля

Разметка добавлена. Это всё?

Когда вы внедрили код, проверьте его еще раз с помощью валидаторов, но уже на странице (вместо фрагмента кода вставьте в валидатор соответствующий URL). Затем отправьте адреса измененных страниц на переобход поисковыми роботами. Это можно тоже сделать в инструментах вебмастера «Яндекса» и Google.

В панели вебмастера Google, кстати, есть специальный раздел «Улучшения», в котором можно смотреть отчёты о страницах с микроразметкой и вовремя отслеживать возможные проблемы. Но эта функция доступна, только если типы расширенных результатов поддерживаются поиском.

Конечно, микроразметка — только небольшая часть поисковой оптимизации. Чтобы эффективно продвигать сайты в «Яндекса» и Google, нужно гораздо больше знать и уметь, и для этого приходится постоянно учиться. Не важно, предприниматель вы или специалист, изучаете SEO с нуля или уже джуниор-оптимизатор, — вы найдете пользу в курсах, статьях, вебинарах от CyberMarketing.

Рекламная система
для продвижения бизнеса
Размещайте рекламу в YouTube, социальных
сетях и статьи на популярных сайтах