Что вы чувствуете, когда кто-то направляет на вас камеру?
Скажите своему другу «давай сниму твой портрет» и понаблюдайте за реакцией. Как правило, слово «портрет» заставляет нервничать, напоминая о лицах больших людей. Даже близкие друзья зажимаются и становятся «деревянными».
Это одна из причин, почему снимать портреты сложнее, чем другие жанры.
Некоторые фотографы больше любят незаметно щелкать людей на улицах, чем искать контакт с определенной моделью. Так, мобильный фотограф Эмиль Пакарклис выходит по выходным со своим айфоном в какое-нибудь шумное место вроде тропы здоровья. В толпе парень делает вид, что копается в телефоне, а сам нажимает спуск на кнопке громкости или наушниках. Но даже если вы выходите за натуральной мимикой в людные места, не нарушая закон и личные границы, то правила хорошего портрета все равно нужно помнить.
Читайте также: Сторис в Инстаграм*: подробный разбор всех возможностей
Используйте магию зрительного контакта
Портрет мужчины, который дремлет в метро, или лицо блондинки, целующей младенца так, что видны только ее волосы и кончик носа, лишены ценной фокусной детали — человеческих глаз.
Взгляд на портрете — это его жемчужина. Он создает зацепку «глаза в глаза» и запускает ответный сигнал. По глазам вы считываете, в каком состоянии духа человек, и примерно понимаете, что он пережил на накануне.
Лица без открытых глаз дают зрителю слабый импульс сопереживания, и тогда о внутреннем должна заявлять обстановка и все тело. Добиться драмы в языке тела труднее, поэтому лучше оставлять глаза открытыми — хотя бы позой в полоборота или взглядом в сторону от объектива. Но тут придется следить за тем, чтобы угол отклонения зрачков от центра не был слишком большим, а в кадре не появлялся посторонний предмет.
Когда мышцы глаз модели расслаблены, зритель не «раздвигает» границы фото, гадая, куда она так смотрит.
Среди ракурсов лица лишь один способен дать напряжение без зрительного контакта — это профиль. Пусть он будет открытым (без волос и капюшонов) и чувственным, с графичными линиями нижней челюсти и переносицы. Фокусный центр переходит с глаз на контур носа и зону носогубки. Посмотрите, как по-разному волнуют эти два лица.
В некоторых моделях смартфонов камера сама наводит фокус на глаза, и если по какой-то причине он слетел, сделайте еще шаг вперед. Не бойтесь подойти еще на два шага, если в вашей камере нет автофокуса на глаза, вместо того чтобы крутить цифровой зум. Лучше потом кадрируйте, чем приближайте.
План лица выбирайте не крупнее, чем фото в бюст, поскольку более близкие ракурсы загоняют взгляд зрителя в тупик, тревожат.
В своей жизни мы редко смотрим в глаза так близко — в набитом автобусе вас прижимают нос к носу с незнакомцем, и вы тут же отворачиваетесь. Но это не значит, что такой прием, как крупный захват лица, невозможен — если фотограф смакует драматичные переживания модели, почему бы и нет.
Читайте также: Топ-15 инструментов для обработки фотографий: от простого к сложному
Ловите блики в зрачках человека
Акцент каждого портрета — искорка в глазах.
Великие портретисты, вроде Рембрандта, даже рисуя в полумраке, добавляли горошины света в зрачки, чтобы «вдохнуть жизнь» в картину. А вспомните японские мультики — у плоских анимешек глаза блестят как стеклянные шары.
В обычной жизни зрачки человека постоянно движутся, и мы почти не замечаем прыгающих зайчиков. Но почему бы не запечатлеть их на фотографии. Если подобрать направление света и положение лица, добьетесь блика в обоих глазах.
Не так важно, в какой обстановке вы снимаете — на открытом воздухе, в комнате или студии, — пусть источник света будет в области зрения вашей модели, а мебель или другие люди не загораживают просвет. Попробуйте правило «2 и 22»: представьте, что под ногами у вашей модели циферблат часов, и поставьте человека к источнику на 2 или 22 часа. Чем ближе окажется модель к элементу света, тем крупнее и выразительнее будет блик.
Если источник света или человека по какой-то причине нельзя сместить, — что редко бывает, но, скажем, модель сидит в концертном зале, ее место и свет зафиксированы, — тогда берем отражающую поверхность. Только помните, что блики, скорее всего, будут иметь форму вашего отражателя, например, квадратную или круглую.
И ещё кое-что о форме зайчиков. Если вы любители естественности, не ставьте модель лицом к свету, особенно к солнцу или кольцевым лампам. Иначе вместо нежных искорок в глазах получатся пара «жирных бубликов» как в портфолио визажисток.
Совершенствуйте композицию и позы
Следующая активная точка на портрете, куда отправляется взгляд зрителя после контакта глаза в глаза, — это руки, если они участвуют в кадре. Среди фотографов эти зрительные линии еще называют «треугольником глаза-руки».
Понаблюдайте за собой, когда смотрите на чьи-то фотографии. В случае, если на портрете не видно лица или глаз, мы тут же ищем, чем заняты руки. Можно сказать, что руки превращаются во «вторые глаза» портрета. И только после этого мы переносим внимание на позу, антураж кадра и другие детали.
Еще бы, ведь руки — самая подвижная часть тела. Ваши пальцы и запястья могут по-разному сгибаться и вращаться, гарантируя бесконечный набор поз и жестов. Некоторые движения могут быть великолепны, а другие не слишком подходят для портрета:
- руки на поясе с острым углом в локте;
- руки по швам или вяло опущены вдоль тела;
- ладони в карманах или на петельках брюк;
- руки скрещены за спиной или на животе;
- руки, подпирающие лицо, или растопыренные пальцы на лице.
Эти положения рук несимпатичны, поскольку показывают равнодушие и небрежность. Человек в кадре сообщает о себе какую-то неприятную деталь, и это вызывает разочарование. Хорошая новость: однажды вы заметите, как среди разнообразия лиц и сцен эти условно некрасивые позы еще покажут себя. То, что плохо для одного портрета, может засиять на другом. Давайте сравним.
Сходство между неудачными позами в том, что руки на них слишком напряженные, не хватает только куклы-перчатки сверху, чтобы рука превратилась в отдельного персонажа. Вместо этого руки должны немножко «спать».
Что касается ладоней, их лучше ставить ребром к камере тыльной стороной или большим пальцем.Так кисть будет выглядеть более хрупкой и кокетливой.
А сделать менее брутальной позу, когда модель опирается подбородком на кулак, может легкий разворот ладони ребром к объективу и расслабление пальцев.
Большая неприятность, когда фотограф игнорирует красоту кисти: оставляет руки сжатыми в кулак и потерявшимися в одежде или вообще «срезает» по запястью. Такой снимок выглядит не совсем полноценным, модель теряет часть индивидуальности.
Если есть возможность, всегда проверяйте, где потерялись руки? Нужно лишь пару секунд, чтобы вернуть их на место.
Вслед за изяществом рук отследите, чем занято остальное тело. Все, что вам нужно — избегать прямых линий. Примерно на 33-й минуте «Криминального чтива» Ума Турман сидит с Траволтой в машине у бара и говорит: «Эй, дедуля! не будь таким — *рисует в воздухе квадрат*». Пусть этот славный кадр станет афоризмом для выбора позы в кадре.
Почти все в природе имеет легкий изгиб: голова расслабленного человека слегка наклоняется, спина округляется. Вы можете попросить модель перенести вес с ноги на ногу или опустить плечо, если телу не хватает плавности. Иногда, чтобы избавиться от квадратного силуэта, достаточно поменять положение рук.
При работе над композицией помните правило третей: глаза должны попадать в верхнюю треть кадра, но не слишком высоко от центра. Иначе точкой притяжения станет другой фрагмент кадра, как здесь.
Неприятности этому портрету на самом деле приносит плечо. В оригинале оно наверняка куда более объемное и светлое, так как фотография — скан из винтажного журнала. Плечо занимает больше половины кадра близко к объективу (а то, что ближе, кажется большим). Плюс попадает в зону контрастов и создает «вертикальный столб».
При этих недочетах кадр выглядит тяжеловато, хотя по-своему изысканно. Его можно раскрыть сильнее, немного сменив позу.
Если вы оставите слишком много фона надо головой, то увидите композиционный разлад. Когда вверху кадра нет важных деталей, там нечего беречь. Разумное расстояние от макушки до верхнего края портрета — примерно 1/3 лица.
А если вдруг пришлось кадрировать лицо, обещайте «срезать» лоб, но не подбородок. Отрубленная челюсть действительно пугает. Возможно, это связано с тем, что подбородок самая уязвимая часть лица, а лоб — самая крепкая.
Как бы там ни было, столь близкие ракурсы получаются экстремальными: тесный и неудобный для глаз полупортрет, страдающий без фона.
Читайте также: 11 инструментов, где можно быстро удалить фон с картинки или фото
Не пренебрегайте фоном
Фон — это не молчаливый компонент портрета: цвет, воздух и обстановка «скрепляют» облик человека со средой и ставят точку в сюжете. Вот несколько советов, как быть с деталями фона в портрете.
Упрощение обстановки — лучший метод для тех, кто нервничает из-за «неинстаграмности*» своего жилья или местности. Для домашнего фото на мобильный иногда достаточно просто избавиться от вещей из пластика в кадре. Используйте родство предметов по составу и форме: круг и овал, треугольник и ромб, бумага и дерево, стекло и вода. Например, для фона в ванной подойдет запотевшее зеркало, в прихожей — торец командора с парочкой стикеров в тон. Фуд-фотографы переворачивают столы, цепляя на них ткани и ватманы, — почему бы и нет.
Фон для портрета бывает перегруженным не только в квартире: на природе или в городе тоже есть свой «хлам» — вывески, подъезды, контейнеры и другие несимпатичные вещи. Тут оставляем минимум фона вокруг человека (фото по плечи или по пояс), чтобы светофоры и скидки Ашана не «торчали» из головы. Маленькая площадь фона придает ему однородность и прячет детали улицы/комнаты, которые кажутся неудачными.
И посмотрите еще раз на свою квартиру, какой бы древней она не была. Поверьте, даже с самым «инстаграмным*» диваном можно испортить портрет плохой композицией, ну вот так — отрезав голову модели.
Познакомьтесь со светом
Маркетологи любят фразу «Content is the King», а фотографы говорят, что свет — король. Еще бы — свет в кадре решает многое, и если познакомиться с его сложным характером, вам покорится любой жанр.
Общие рекомендации по работе со светом
Фотограф National Geographic Одед Вагенштейн почти не ездил на такси в начале своей карьеры. Самое большое удовольствие в его жизни он испытывал, когда ходил по улицам и мог снимать лица продавцов фруктов или парней, которые меняют билборды по утрам. В руках только камера и никаких аксессуаров. Довольно скоро из любителя он превратился в одного из самых известных портретистов мира. Если вы спросите секрет мастерства, он посоветует вам носить черную кепку.
Так распорядилась природа, что дневное солнце — не лучший источник света для портретов. Его лучи усложняют микрорельеф лица, на коже появляются темные провалы и пересветы.
Одед Вагенштейн снимал свою кепку, чтобы прикрыть от лучей пересвеченный лоб или щеку человека. Она может превратиться в черный рефлектор, если нужно уменьшить темноту под глазами или на половине лица, которая скрыта от солнца.
Для портретов на открытом солнце попробуйте поставить модель на границе света и тени под углом 45 градусов к источнику, чтобы солнце было за спиной фотографа. А если тень на противоположной стороне лица все равно делает его грубым, можно попросить у модели подержать у лица зеркальце или раскрытый блокнот. Подойдет и смятый стаканчик от латте, и вывернутая наизнанку пачка чипсов. Или просто поднесите пустую ладонь к щеке, и она тоже отразит свет, хоть и в небольшом количестве.
Помните что между зданиями и листьями деревьев образуются яркие пятна света, которые иногда портят баланс в кадре. Попробуйте найти что-нибудь для фона с однородным покрытием.
Значит ли это, что прямой свет не годится для портретов? Совсем нет. Жесткий свет неплохо подходит для экспрессивных сцен, если нужно показать глубину характера или сюжета. Просто в большинстве случаев, когда вы только начинаете, не нужно спецэффектов, разумно сначала научиться снимать при мягком свете.
Это деликатный свет, который мягко рассеивается в кадре, почти как туман. Его можно найти на северных окнах или в комнате с тюлью. Существует такое понятие как «золотой час». Это время, когда солнце еще только поднимается (через час после рассвета) или вот-вот сядет (за час до заката). В эти часы мы наблюдаем самый теплый золотистый свет, привлекательный для портретов. Из-за того, что каждый день закат и рассвет наступают в разное время, существуют специальные калькуляторы «золотого часа», которые можно найти в сети.
В профессиональных студиях за часами не наблюдают и для рассеивания ламп ставят специальные диффузоры (что-то вроде тонкой проницаемой сеточки). Чтобы смягчить прямые лучи для съемки в домашних условиях, достаточно окна, прикрытого тюлью или светлой шторой для ванны.
Базовые схемы освещения в портрете
Существует несколько шаблонов освещения для портретов с одним источником натурального или электрического света. Это базовые подходы, но по мере роста мастерства вы сможете усложнять их дополнительными источниками и модификаторами и даже комбинировать между собой в зависимости от целей.
Разделяющий свет (сплит). На портрете, снятому по этой схеме, вы увидите на лице световой рисунок из двух контрастных половинок. Одна часть лица будет прятаться в тени, а вторая хорошо освещаться.
По этому шаблону человека располагают перед камерой, а источник находится слева или справа на 90 градусов от лица — то есть напротив уха или немножко за ним. Человек необязательно должен стоять прямо. Если вы меняете позу, то схема движется с ней в таком же порядке.
Этот стандарт считается самым брутальным из всех, в нем обычно снимают мужчин. Но как и другие творческие правила, можете считать его условным.
Схема Рембрандта. Более художественная версия сплит-освещения. Она получила имя великого классика, поскольку он был мастером погружать лица своих персонажей во мрак, оставляя видимой только левую щеку или даже ее небольшую часть.
В этом портретном шаблоне свет касается только одной щеки (обычно тоже левой), а вторая находится в тени, и только под глазом небольшая ясная капелька — треугольник между носом и скулой. Схема по Рембрандту имеет визуальное родство с эффектом омбре: лицо выглядит так, как будто плавно появляется из тени.
Модель располагают на 45 градусов к источнику, а со стороны затемненной щеки ставят отражатель или второй источник света — в три раза более тусклый, чем основной, например, ночник или свечи. В бытовых условиях отражателем может стать белый лист картона, газета, раскрытая на светлых страницах, белый пакет или майка.
При этом не имеет значения, с какого угла вы будете снимать, — за появление тени Рембрандта отвечает расположение света, а не фотографа. Меняя ракурс камеры, вы просто направите эффект омбре в одну или другую сторону.
Петля и бабочка. Если схемы разделяющего света выглядят довольно мрачно, — хотя и гарантируют картинке выразительность и психологизм, — то схемы «петля» и «бабочка» раскрывают лицо во всей красе, позволяя ему купаться в свете. Поэтому их еще называют «голливудскими» схемами.
Для схемы «петля» человека нужно поставить на 30 градусов лицом к источнику, чтобы свет был слегка выше его головы и направлен вниз. Если вы все делаете правильно, то на противоположной к свету щеке появится легкая тень от носа в форме крючка.
В некоторых случаях угол падения света придется изменить до 45 градусов, — смотря какое лицо у вашей модели. Просто следите за тем, чтобы тень от носа не сливалась с тенью на щеке, создавая треугольник Рембрандта.
Фронтальный свет, попадающий прямо на лицо, образует световую схему «бабочка». Источник находится позади фотографа и немножко выше камеры. Свет ложится равномерным слоем, а под носом видны два мягких лепестка — тени, похожей на крылья бабочки.
Верхний и нижний свет. Как и остальные схемы, шаблоны верхнего и нижнего света родились под влиянием популярной культуры и искусства. Помните, как в американских ужастиках подростки часто рассказывают друг другу страшилки, подсвечивая лицо фонариком? Этот киношный образ с успехом перекочевал и в наши края.
А потому, замечая нижнюю подсветку в портрете, нам бывает сложно избавиться от ассоциации с чем-то жутковатым, загадочным. Будьте осторожны с этой манерой освещения, если не хотите чтобы ваша модель напомнила кому-то клоуна Пеннивайза.
В характере верхнего света и вовсе есть что-то гангстерское и злодейское. Вспомните постоянно темные глазницы Дона Корлеоне или маску Джейсона Вурхиза из «Пятницы 13-е».
Верхний свет помещает на портрет «темную загадку» о человеке, заставляет зрителя волноваться, не злодей ли это. Такие шаблоны помогут делать нестандартные фото с характером, пригодятся на фотосессиях в Хэллоуин или ночь Ивана Купалы.
Делать портретные фото — увлекательно, неоднозначно и сложно. С первого раза наверняка не получится идеально, но чем больше практики, тем лучше. И тем больше просмотров, лайков и комментариев.
Но визуальный контент — только часть продвижения в любой социальной сети. Чтобы увеличивать подписчиков, охваты и продажи, нужно уметь оформлять аккаунты, писать тексты, использовать рекламу. О разных нюансах работы с SMM расскажет обучающий центр CyberMarketing.
*Платформа, принадлежащая экстремистской организации Meta, запрещенной на территории РФ