Разбираемся, от чего зависит стоимость продвижения сайта (и бизнеса в интернете в целом). Как минимум 8 факторов играют важную роль.
В интернет-маркетинге нет никакой одной цены. Это не монопольный и не олигопольный рынок, как нефтегаз или телеком. На одну и ту же, казалось бы, услугу огромный разброс. К примеру, кто-то пишет или покупает статью за 500–1000 рублей, другие – по 10–30 тысяч.
Разбираемся, какие основные факторы влияют на стоимость интернет-продвижения бизнеса. Статья поможет подготовиться к выбору и оценке подрядчика, а также в какой-то степени оценить возможности своего маркетингового бюджета.
Тематика
Есть такие ниши, как продажа имбирных пряников, ножей-кредиток, спиннеров или хомяков-повторюшек. Чтобы запустить бизнес, там достаточно сделать простенький лендинг и налить трафика, заработать пока идет хайп и закрыть проект. Отдача быстрая (есть спрос, маленький чек, решения принимаются легко), вложения минимальные (можно даже не покупать товар заранее, а делать это под заказ).
Даже дизайн таких сайтов как бы намекает, что миллионы на продвижение не нужны
Другое дело – продажа вертолетов, серверного оборудования, услуг финансового консалтинга или того же интернет-маркетинга. Здесь высокие затраты на привлечение и удержание клиента, длительное принятие решения о покупке, невозможно обойтись одним лендингом или контекстом.
Или вот взять новые ниши, где нет сформированного спроса на продукт или он очень маленький. Примеры: ребозо-массаж, выездная чайная церемония, школа выживания в лесу. В таких случаях, скорее, получится намного дороже и сложнее искать клиентов, чем на условный ремонт холодильников.
Вот что значит сформированный спрос. А с несформированным даже контекст не получится эффективно использовать
Следовательно, в зависимости от тематики расценки на продвижение могут разниться в десятки и сотни раз.
Конкуренция
Стоимость продвижения зависит, конечно, не только от тематики, но и от конкуренции в ней. Например, контекстная реклама работает по принципу аукциона: если конкурент готов платить за клик больше, вам тоже придется платить больше.
Примеры дорогих запросов Яндекс.Директа: как мы видим, прогноз средней ставки может достигать даже 4–7 тысяч рублей
В SEO аналогично: чем больше сайтов оптимизировано и продвигается по определенному запросу, тем сложнее и дороже попасть в топ. Взять, к примеру, выдачу по запросам, связанным с покупкой бытовой техники. На первом экране – только контекстная реклама и колдунщики. Ниже, в органической выдаче, сплошные каталоги, агрегаторы, крупные ритейлеры.
Первый экран Google по запросу покупки холодильника
Факт: чем выше конкуренция, тем сложнее, дороже и дольше продвигаться.
Тип и размер сайта
Иногда достаточно самого простого решения – сайта-визитки. В случае, когда бизнес занимается офлайн-продажами, а в интернете нужно просто представительство с контактами, юридической информацией, номер телефона. Само собой, такой интернет-ресурс даже не нужно особо продвигать, может хватить минимальной SEO-оптимизации.
Тем более, если не только сайт-визитка, но и сайт-заглушка
Другое дело, если стоит задача по продвижению интернет-магазина с десятками регионов, сотнями категорий и тысячами товарных позиций. Или корпоративного портала с блог-платформой, личными кабинетами, множеством интеграций.
Соответственно, суммы на продвижение разных типов сайтов могут тоже отличаться в разы.
География продвижения
На стоимость продвижения также влияет региональная принадлежность сайта, то есть география бизнеса. Например, ценник будет выше для интернет-магазинов, предлагающих товары москвичам/петербуржцам, чем для аналогичного бизнеса в регионе. Это зависит от конкуренции: больше бюджета у конкурентов, больше цена за клик, больше претендентов на топ поисковиков и т. д. В условных Чебоксарах конкуренции в интернете по определенным товарам и услугам может вообще не быть.
Но и спроса, конечно, в регионе тоже будет значительно меньше
Также продвижение будет дороже для сайтов, продвигаемых в нескольких регионах и городах сразу. Особенно если под каждую геолокацию нужен свой поддомен (msk.site.ru, например) со своими разделами, отдельным каталогом, уникальной рекламной кампанией и т. д.
И, конечно, чтобы достучаться до зарубежной аудитории (Европа, США, Китай), нужно будет платить еще больше. Выше стоимость тех же кликов, нужны более квалифицированные специалисты, может существенно отличаться набор каналов, инструментов, стратегий.
Читайте также
33 бесплатных инструмента для SEO на Запад. Часть 1: аналитика, краулинг, ключи и ссылки
Маркетинговые каналы и инструменты
Следующий фактор, существенно влияющий на цену – выбор каналов и инструментов продвижения. Он в свою очередь зависит, например, от:
- Целей бизнеса. Если для продаж здесь и сейчас нужна контекстная/таргетированная реклама, то для выстраивания долгосрочных отношений – контент- и email-маркетинг, SMM, SEO.
- Доступного бюджета. Для контент-маркетинга и SEO, например, могут понадобиться сотни тысяч рублей в месяц, тогда как отдача от них может быть через полгода или дольше.
- Конкуренции и тематики. Вспомним пример из первого раздела – условных хомяков-повторюшек можно продавать с помощью связки лендинга и контекста, а вот для сложных товаров/услуг и B2B-тематик вряд ли можно обойтись без комплексного интернет-маркетинга.
Комплексное продвижение, естественно, потребует серьезных вложений, особенно при работе с новым сайтом. Но в долгосрочной перспективе, если все делать правильно, будет гораздо большая отдача. Плюс это минимизация рисков (от новых алгоритмов поиска, блокировок в соцсетях и др.) и сильная отстройка от конкурентов.
Основные каналы и инструменты интернет-маркетинга. Рассказывает Евгений Костин из Promopult
Внутри самих направлений тоже могут быть разные подходы. Например, в SEO кто-то продвигает сайты по запросам на определенных позициях, другие – по поисковому трафику.
Команда специалистов
Как говорится, самый важный капитал – человеческий. Естественно, команда опытных именитых специалистов выйдет в немаленькую сумму. Зато вероятность, что сайт получится сделать топовым во всех отношениях, значительно выше.
С такой командой наверняка получится крутой проект, но и денег это будет стоить немаленьких (в данном случае Яндекс может себе позволить)
Если привлечь к продвижению новичков, должно получиться недорого. Но и результат непредсказуемый. Хотя круто тоже бывает, все зависит от искусства подбирать людей и управлять ими.
На расценки также влияет количество человек в команде (нанять «швеца, жнеца и на дуде игреца» тоже вариант, но вряд ли эффективный). И то, что это за люди – фрилансеры, ваши сотрудники или специалисты агентства интернет-маркетинга. У каждого варианта свои плюсы и минусы.
+ | – | |
---|---|---|
Фрилансеры | Экономия, гибкость, большой выбор. | Много рисков по ответственности, квалификации, скорости. Нужны время/силы на управление. |
Штатные сотрудники | Не очень дорого. Вовлечение и понимание, легкость коммуникации, контроль. | Недешево. Не всегда есть нужные скилы, опыт и время на задачи по продвижению. |
Агентство | Большая команда на почти любые задачи, не нужно тратить время на управление. | Дорого, долго, могут быть сложности с коммуникацией / взаимовыгодными KPI. |
Рекомендуем прочитать
Основные показатели эффективности интернет-рекламы и маркетинга
Текущее состояние сайта и интернет-маркетинга
Если сайт абсолютно новый, его сложнее и, соответственно, дороже продвигать. Это доказывает, например, исследование факторов ранжирования от «Ашманов и партнеры». Проще говоря, «хороший» сайт для обоих поисковиков – это ресурс с большим количеством страниц, высокой посещаемостью, широким ассортиментом, множеством ссылок и т. д. Все это совсем не относится к молодым, только начинающим свое продвижение веб-проектам.
Вот по таким параметрам поисковые аналитики нашли корреляции с позицией/топом в Яндексе
Если сайт уже достаточно трафиковый, имеет старый проверенный домен, на хороших позициях в поиске, исправно получает посетителей из соцсетей или других каналов, специалистам по интернет-маркетингу будет значительно проще двигать его дальше.
Конечно, другое дело, если у сайта критические ошибки, серьезные проблемы. Например, он под санкциями и фильтрами поисковых систем. Или имеет устаревший неадаптивный дизайн, требующий существенной переделки. Или работает на самодельной CMS, с которой срочно нужно переезжать на новый движок. Тогда может быть дороже, сложнее и дольше, чем при работе с молодым сайтом.
Читайте также
Схема продвижения
Ну и, наконец, на конечную стоимость влияют модель продвижения, KPI и способ оплаты.
Со штатными сотрудниками понятно. С фрилансерами тоже все просто, им платят, как правило, за разовые работы, но здесь тоже сложность – нет никаких гарантий результата. Особенно это рискованно, если процессом руководит не очень опытный руководитель.
А агентства в основном берут фикс плюс процент за достижение ключевых показателей:
- Попадание в топ-10 по определенным запросам.
- Трафик из поиска и/или других источников.
- Генерацию лидов (заявок, звонков, заказов).
С продвижением по позициям, ключам сейчас надо быть аккуратнее. Выше мы упоминали, что в поиске доминирует реклама, колдунщики и агрегаторы, есть риск что долгожданный топ не даст ожидаемый поисковый трафик.
Схема оплаты за трафик дает более предсказуемый результат, но есть нюансы – нужно следить за его качеством. Самая беспроигрышная модель, конечно, продвижение по лидам без фиксированной оплаты, но мало кто из подрядчиков согласен так работать.
P. S.
Вот мы и разобрали основные факторы, влияющие на стоимость продвижения сайта. Напомним, это:
- Тематика и конкуренция в бизнесе.
- Тип и размер интернет-ресурса.
- География продвижения и используемые каналы и инструменты.
- Команда специалистов и схема, по которой они работают.
- Текущее состояние сайта и интернет-маркетинга.
Конкретные тарифы разных агентств, студий, фрилансеров разбирать нет смысла, потому что, как понимаете, все очень и очень индивидуально. Зато теперь у вас есть понимание, почему где-то услуга стоит X, а в другом месте – 5, 10 или даже 100X.
Чтобы глубже разобраться в интернет-маркетинге – для самостоятельного продвижения или эффективной работы с подрядчиками – приглашаем на обучающие мероприятия от Cybermarketing. Есть как бесплатные видеокурсы, так и платные очные интенсивы.