Напомним, что целевая аудитория (ЦА) – это группа пользователей, на которую нацелены рекламные мероприятия, да и вся деятельность вашей компании в целом. Неправильное представление о целевой аудитории ведет к провалам бизнесе или перерасходу рекламного бюджета.
Пример: Владелец интернет-магазина израсходовал много, расклеивая объявления на дверях подъездов. Звонков по сайту почти не было и затраты на рекламу не окупились. Оказалось, что пенсионеры, на которых была рассчитана реклама, не могли оценить тонкую шутку с фотографией молодого Билла Гейтса. В их представлении изображенный на фото молодой человек не вызывал доверия, «выглядел несолидно», поэтому они опасались звонить по указанному номеру.
Приведенный пример показывает, что мало просто знать свою ЦА, нужно представлять ее характер в деталях. Или, как говорят маркетологи, составить портрет целевой аудитории.
Опросы в соцсетях
Когда нам говорят, что для составления портрета целевой аудитории нужно проводить опросы, то редко уточняют, как это сделать в реальной жизни. Выйти на улицу и опрашивать прохожих? Просить заполнить анкету всех посетителей магазина? А если у вас только онлайн-магазин?
На самом деле сейчас можно не ходить на улицу. Есть прекрасные сервисы, с которыми мы вас познакомим.
Самые простые и доступные решения — нативные инструменты проведения опросов «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Немногие это знают, но когда вы публикуете сообщение во «ВКонтакте», то в окошке поста просто выберите меню «Еще» и в выпадающем списке нажмите на «Опрос».
Сам опрос создается буквально в пару кликов и его сразу же можно разместить на своей странице в ВК.
В «Одноклассниках» опрос создается аналогичным образом. Нажмите на строку поста, там где написано «О чем вы думаете», выберите «Опрос» и начинайте собирать анкету.
У Facebook нет подобных встроенных сервисов, но для этой социальной сети есть два популярных сторонних решения: Poll и Polls for Pages. Оба приложения бесплатны, и с их помощью можно не только организовать опросы, но и провести голосование, например, узнать, какой дизайн больше нравится вашим пользователям.
Опросы на любых ресурсах
Опросы можно проводить не только в соцсетях, но также и на собственном сайте, на сторонних ресурсах или в e-mail-рассылке. Самый простой, удобный, и, что важно, бесплатный инструмент для опросов — всем известные Google Forms.
Если вы хотите расширить функционал, то обратите внимание на список полезных сервисов:
Typeform – бесплатный сервис для проведения опросов. Интересная фича — в нем можно создавать опросы для пользователей мобильных телефонов.
Simpoll – сервис для проведения опросов на русском языке. Потренироваться и создать свои первые опросы можно бесплатно.
Anketolog – сервис для проведения опросов на русском языке.
Surveymonkey.com – требует денег, удобный функционал, но потренироваться и создать свои первые опросы можно бесплатно.
Qualaroo.com — также требует денег, очень много функций, можно проводить таргетированные опросы.
Wedgies – требует денег, но создать свои первые опросы можно бесплатно. Хорошие возможности встраивания на разные ресурсы.
Тренируемся: как создать опрос
Чтобы разобраться в основных принципах, давайте создадим опрос в сервисе Simpoll. Подойдет и любой другой, мы остановились на этом, просто потому что он на русском языке.
После регистрации вы сразу можете начать создание собственного опроса, нажав на «Создать форму».
Сервис предложит вам три варианта общения с клиентами: анкетирование, тестирование и голосование. Выбираем анкетирование. В правой колонке можно покопаться в готовых шаблонах или начать с чистого листа. Для собственных экспериментов у нас еще маловато опыта, поэтому тренируемся на опросе потребителя.
Опрос потребителя предстает перед нами в виде стандартного набора вопросов и вариантов ответа. Нажимаем на «Редактировать» и меняем главный вопрос на свой собственный. А также придумываем свои варианты ответов.
Вопросы можно показывать в заданном порядке, но если вы хотите, чтобы при каждом входе пользователь видел анкету по-разному, то поставьте галочку рядом с «Перемешивать варианты при выводе».
Вы можете выбрать разные варианты визуального представления анкеты: текстовое поле, открытый список, выпадающий список и многое другое. Вот так выглядит форма анкеты в виде выпадающего списка: можно менять вопросы местами, вставлять пояснения к вопросу и добавлять метки обязательного ответа.
После того, как вы создали свою первую анкету нужно сделать еще 4 шага:
- Зайти в «Параметры» и указать сайт, на который переходит пользователь после опроса. За это придется платить деньги, в бесплатном варианте опрос перебрасывает на сайт самого сервиса Simpoll, что согласитесь, мало кого устроит.
- Настроить внешний вид в меню «Внешний вид». Можно задать фоны, шрифты и прочие красоты (доступны таблицы CSS).
- В меню «Распространить» получить ссылки и QR- коды для вставки на различные ресурсы.
- И почаще открывать меню «Результаты», чтобы анализировать итоги вашего анкетирования и делать из него правильные выводы.
Как видите, ничего сложного в составлении анкет и проведении опросов нет. Базовые принципы у всех сервисов в принципе одинаковы, разница лишь в дополнительном функционале и оформлении.
Важно соблюдать несколько элементарных правил:
- Найдите эффективное место опроса — будет ли это ваш сайт или известный форум, неважно. Лишь бы там было побольше людей, похожих на вашу целевую аудиторию.
- Выберите актуальную тему, которая вызовет искренний интерес у респондентов.
- Придумайте вопросы, которые отразят все возможные мнения респондентов.
- Стимулируйте респондентов делиться своими результатами опроса в социальных сетях, чтобы их друзья тоже смогли ответить на интересные вопросы.
- Не задавайте много «открытых» вопросов.
- По возможности делайте опрос коротким.
Не бойтесь экспериментировать с формой и содержанием. Создавайте тесты, конкурсы и проводите голосования — постепенно портрет вашего пользователя будет прорисовываться все отчетливее и вам будет проще коммуницировать с ним и удовлетворять его потребности.