Отсутствие ошибок 404 на сайте — условие сохранения его позиций в поисковиках и востребованности среди пользователей. Рассмотрим, что представляет собой ошибка 404, почему она возникает, на что влияет и как можно ее устранить.
Как исправить ошибку 404 на стороне пользователя сайта
Как исправить ошибку 404 на стороне владельца сайта
Как оформить страницу 404 (или редирект)
Чек-лист: как избежать проблем с ошибкой 404
Что значит ошибка 404
Ошибка 404 — сообщение от сервера о том, что на нем нет указанной в URL-адресе страницы (файла, каталога). Особенность ошибки: она не исчезнет сама, пока владелец сайта (в ряде случаев посетитель) не произведут необходимые действия для ее устранения.
То, какие это действия, зависит от причин возникновения битых ссылок.
Офлайн семинары по интернет-маркетингу в Москве
CyberMarketing запускает новый сезон бесплатных офлайн семинаров. Ждем всех, кто уже продает или только собирается настроить продажи из интернета.
Узнаете, как продвинуть сайт в Яндексе и Google, получить продажи из ВКонтакте и Яндекс Директа, выйти в топ маркетплейсов. Пообщаетесь со спикером и обсудите, как эффективно рекламировать свой бизнес.
Встречаемся в офисе PromoPult: м. Сходненская, ул. Свободы, д. 50 с.2.
Почему появляется ошибка 404
Она возникает, если:
- Страница по текущему URL когда-то была на сервере, но оказалась удалена (перемещена, переименована).
Часто это происходит потому, что URL старый — изначально сформированный много лет назад и теперь не актуальный.
- Страница на сервере есть, но URL, ведущий к ней, неверный (вставлен или набран с ошибкой).
А это «почти» правильный URL, но по нему ошибка 404
Почему так происходит? Частая причина — большая длина URL. При «ручном» копировании адрес может выделиться не полностью и после вставки окажется ведущим в никуда.
Достаточно «недокопировать» одну-две буквы
- Для страницы, ранее указанной в одном URL, назначен другой URL (при том, что изначальный адрес перестает использоваться).
Это обычно происходит, если владелец решил масштабно изменить структуру каталогов сайта (и их наименований). Например, при изначальном использовании .ru/fruct/, .ru/fructy/fresh/ впоследствии используются каталоги .ru/frukt/, .ru/fructyfresh/.
- Страницы или файла, указанных в URL, на сервере нет и не было (пользователь предположил, что имеется такой-то файл для скачивания, но ошибся).
«Минусовки» на песню не оказалось
- Возможно, URL был создан динамически и имеет свой срок службы, который истек.
Нередко сервисы, заботящиеся о безопасности, создают кратковременно доступные ссылки. Через какое-то время ссылка становится недоступной, и исправить это никак нельзя, только запросить новую.
Вред от ошибки 404 на сайте
Ошибка 404 часто имеет отрицательные последствия — причем в разных аспектах использования сайта.
SEO
Если на сайте много страниц с ошибкой 404, то поисковики Яндекс и Google могут понизить его позиции в выдаче.
Если страница с определенным URL заняла высокие позиции в поиске и набрала трафик, ошибка 404 по соответствующему адресу обнулит все затраты на кампанию по продвижению.
E-commerce
Ошибка 404 вместо ожидаемой загрузки страницы с товаром или услугой приведет к тому, что пользователь уйдет искать аналоги у конкурентов. Также критично, если «404-ка» возникает по связанным ссылкам на странице товара (например, не находится PDF руководство по эксплуатации).
Как обнаружить ошибку 404
Если страниц на сайте мало, можно открыть каждый URL вручную, чтобы проверить работоспособность ссылок. Если много — воспользоваться сервисами обнаружения адресов с ошибкой 404. Вот несколько из них.
Google Search Console
https://search.google.com/search-console/
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь в Google, войдите в Search Console. Чтобы получить доступ к перечню страниц с ошибкой 404, подтвердите права владения сайтом.
После этого нужно выбрать в разделе «Индексирование» — «Страницы»:
Далее непроиндексированные страницы отфильтровать по источнику:
В таблице увидим страницы с 404 ошибкой:
Кликнув по строке, попадем на развернутый отчет.
Подробный гайд по работе с Google Search Console найдете в этой статье.
Яндекс Вебмастер
Аналогично, потребуется аккаунт в Яндексе и подтверждение прав на сайт. После необходимо перейти в раздел «Индексирование», далее — на «Страницы в поиске»:
После — на вкладку «Исключенные страницы». Остается выбрать в фильтре статус, где указана ошибка 404:
Руководство по работе с Яндекс Вебмастером — в этом материале.
Screaming Frog
https://www.screamingfrog.co.uk/seo-spider/
Это платная программа, в отличие от двух предыдущих сервисов. В бесплатной версии можно просканировать 500 URL. Платная версия без ограничений обойдется в $259 за год.
Screaming Frog не требует подтверждения прав на сайт — достаточно установить программу на компьютер. Можно сразу вводить интересующие URL и выявлять страницы с ошибкой 404.
Как парсить сайт при помощи Screaming Frog, рассказали в этой статье. А подборку парсеров на все случаи жизни найдете здесь.
Как исправить ошибку 404 на стороне пользователя сайта
Самый очевидный вариант — проверить, правильна ли текущая ссылка. Если по ней были переходы ранее, то можно:
- скопировать ссылку;
- открыть историю просмотров (CTRL + H);
- вставить ссылку в строку поиска.
Даже по неполной ссылке журнал найдет правильный URL, если по нему раньше заходили
А если соответствия не найдены, значит в ссылке есть ошибка.
Журнал не находит прошлых посещений по ссылке (хотя они должны быть)
Но можно попробовать стереть часть ссылки, и тогда журнал опять же «вычислит» правильный URL в истории посещений.
Ошибка оказалась в одной случайно добавленной букве
Другая ситуация — когда ссылка c «ошибочным» URL новая, в истории соответствий не имеет.
Ошибка при этом может быть подсвечена
Если правильную ссылку найти («вычислить» в истории) не получилось, можно вернуться к тому месту, где вы взяли эту ссылку, и скопировать ее еще раз. Если ссылка неправильная сама по себе, а не «испортилась» при копировании, следует обратиться к администратору сайта с просьбой предоставить правильный URL.
Как исправить ошибку 404 на стороне владельца сайта
Администратор сайта должен поддерживать все ссылки в актуальном состоянии. То есть регулярно сканировать сайт на веб-страницы с ошибками 404 и быстро реагировать на обращения пользователей по поводу битых ссылок.
Если причина ошибки 404 — удаление, переименование или перемещение веб-страницы, то отреагировать на ситуацию владелец сайта может двумя способами:
1. Если «ошибочный» ресурс актуален (сохраняется необходимость показывать его пользователям), нужно:
- восстановить (или вновь загрузить) файл, осуществить его обратное переименование или перемещение;
- либо перенаправить (установить редирект) битого URL на правильный, по которому ресурс доступен (размещена его копия).
Подробную инструкцию, как настроить 301 редирект, найдете в этой статье.
2. Если ресурс неактуален (устарел, его не нужно показывать посетителям), можно:
- установить редирект с битого URL на специальную информационную страницу с разъяснениями, почему ресурса нет;
- настроить фирменный, брендированный дизайн страницы 404 с той же целью.
На информационной странице можно разместить разъяснения по каждому конкретному «устаревшему» ресурсу. Там же привести ссылки на источники с альтернативными данными (например, с близкими по характеристикам товарами).
На брендированной странице обычно размещают универсальные рекомендации на все случаи появления ошибки 404 (например, о необходимости перепроверки ссылки, обращения к администратору сайта), а также ссылки на главную страницу сайта и другие источники, которые могут быть полезны «заблудившемуся» посетителю.
Другая ситуация — исправление ошибки 404, которая обусловлена назначением нового URL из-за смены структуры и наименований каталогов.
Сложность здесь в том, что соответствующие новые ссылки — не битые, и сканирование с помощью программ не выявит ошибок. Владельцу сайта придется вручную сопоставить все исходные URL (до изменения структуры) и новые, а затем установить редиректы с первых на вторые. Эта процедура трудоемкая, и потому необходимо максимально избегать такого сценария. Без крайней на то необходимости лучше не менять структуру (наименования) каталогов. А в случае изменений — сразу ставить редиректы, не дожидаясь жалоб от пользователей.
Если сайт небольшой или ошибки 404 единичны, можно устанавливать редиректы вручную. При массовом характере ошибок 404 имеет смысл задействовать специальные программные решения для обработки битых ссылок с помощью редиректов. Например, Terms Description (для WordPress), Perelink.
Как оформить страницу 404 (или редирект)
Есть способы снизить негативное впечатление пользователя от ошибки 404 — через информационный редирект или специально оформленную страницу.
Здесь указана причина попадания на 404-страницу, предложено несколько выходов с нее, вверху присутствует основное меню сайта
Развлечь пользователя
Можно разместить на странице с ошибкой 404 юмористический контент, переводящий проблемную ситуацию в шутку. Как и предложить пользователю что-нибудь увлекательное, например, пройти несложный квест, сыграть в HTML-игру, не требующую установки.
Прорекламировать продукцию
Лучше всего разместить рекламную информацию в сочетании со свежим промокодом (или ссылкой на отдельную страницу с другими кодами, скидками). Предложить связаться с администрацией и указать актуальные контакты.
«Лайфхакер» предлагает на этой странице ссылки на самые популярные статьи (список подбирается динамически)
Добавить строку поиска
С помощью нее пользователь сможет найти данные, альтернативные тем, что должны были быть по текущему URL. Обязательно следует пояснить, в связи с чем на сайте загрузилась поисковая строка, разместить подсказки по ее использованию.
Показать основные разделы
Вместо строки поиска можно разместить ссылки на разделы сайта, которые связаны с веб-ресурсом.
На сайте Zoobazar.by предлагается сразу перейти в тематический раздел каталога
Подробнее о том, как оформить страницу 404, чтобы не потерять клиентов, рассказали в этом гайде.
Главное об ошибке 404
Итак, ошибка 404 — это сигнал сервера о том, что:
- по URL-адресу нет веб-страницы или файла — никогда не было или их удалили, переместили, переименовали;
- использован неправильный URL (с ошибкой).
Пользователь может исправить URL: скопировать заново, найти через историю просмотров или с использованием поисковика, обратиться к владельцу сайта.
Владелец сайта должен регулярно следить и исправлять 404-ошибки:
- сканировать сайт, выявлять проблемные ресурсы;
- восстанавливать каждый удаленный (перемещенный, переименованный) ресурс (его имя, путь к нему);
- устанавливать редиректы с «ошибочных» URL на альтернативный ресурс, отдельную информационную или брендированную страницу 404.
Короткие URL снизят вероятность ошибки при копировании и вставке в строку браузера.
Чек-лист: как избежать проблем с ошибкой 404
Профилактические меры:
- регулярно сканируйте сайт на предмет битых ссылок;
- используйте простые URL в структуре сайта (слишком длинные адреса могут копироваться с ошибками);
- сохраняйте структуру и наименования каталогов сайта (если пришлось поменять — сразу устанавливайте редиректы).
Меры реагирования:
- быстро выявляйте проблемные веб-ресурсы через программы сканирования;
- возобновляйте доступ к страницам и файлам по URL;
- подготовьте альтернативные страницы (с тем же или аналогичным товаром, информационной, фирменной 404) и установите редиректы.
Важно, чтобы ошибка 404 принесла минимум неудобств посетителям сайта. Ее появление необходимо компенсировать увлекательной и актуальной информацией, позволяющей сгладить негативное впечатление пользователя.
Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2VtzqxZN2yX