Чек-лист: проверка результативности работы SEO-специалиста
Подозреваете, что сайт мог бы продвигаться лучше? Пройдитесь по чек-листу и оцените, насколько хорошо ваш SEO-специалист справляется с работой.
Планируете запустить SEO и хотите оценить возможный объем трафика? Предлагаем 4 работающих способа SEO-прогнозирования, которые позволят быстро и недорого получить данные о посещаемости.
Из статьи вы узнаете:
Перед тем как вложить деньги в SEO вы наверняка зададитесь вопросом: сколько целевого трафика я получу? Точную цифру вам не даст даже самый толковый специалист. Тем не менее прогнозирование в SEO существует, и сегодня вы узнаете, как самостоятельно оценить ожидаемый объем трафика.
Частотность — это количество обращений по поисковому запросу в течение месяца. Соответственно, чем популярнее запрос, тем выше частотность.
Определить частотность в Яндексе можно с помощью сервиса Вордстат. С Google сложнее: Планировщик ключевых слов показывает частотность в укрупненных диапазонах (0-100; 100-1000 и т. п.), поэтому разброс данных высокий.
Логично предположить, что если вы выйдете в ТОП по запросу с частотностью 1000, то получите больше трафика, чем по запросу с частотностью 100. Но это только при прочих равных условиях, а условий этих немало. Рассмотрим на примере, как спрогнозировать трафик с помощью Яндекс.Вордстат и других вспомогательных инструментов.
Исходные данные
Исходный запрос — «смартфоны Xiaomi». Регион продвижения — Москва.
Что делать
Переходим в Яндекс.Вордстат, выбираем нужный регион и вбиваем запрос:
По запросу «смартфоны Xiaomi» пользователи обращались 69252 раза. Эта цифра включает все запросы, в которых присутствуют слова из заданной фразы («смартфон Xiaomi Redmi», «смартфон Xiaomi 64GB» и т. д.). Чтобы узнать точную статистику именно по заданному запросу, используйте операторы соответствия: возьмите фразу в кавычки и перед каждым словом поставьте восклицательный знак. Как видите, частотность упала до 1955 показов:
Важно: 1955 показов не означает 1955 посещений сайта. Посещений (трафика) может быть в разы больше. Пользователь, который ввел запрос может зайти на 5 или 10 сайтов.
Эту процедуру нужно повторить для каждого запроса, по которому вы планируете продвигаться, и суммировать все частотности.
Если запросов много (более 100-200), то вручную собирать частотности трудоемко. Используйте для этих целей инструмент «Парсер Wordstat»: загрузите слова списком или с помощью XLSX-файла, укажите регион, оператор соответствия и запустите парсинг:
Результат доступен в виде таблицы XLSX с перечнем исходных фраз и частотностью каждой из них.
Трафик распределяется между результатами поиска неравномерно: основная его часть приходится на ТОП-3, далее — ТОП-4 и 5, значительно меньше трафика получают остальные позиции, не говоря уже о ТОП-20. Наглядно распределение посещаемости представлено на графике:
Зависимость CTR от позиции страницы в результатах выдачи ПС Яндекс (источник: searchengines.ru, статья от 22.02.2016)
Интересно, что чем выше частотность запроса, тем выше CTR верхних позиций. По НЧ запросам CTR больше «размазывается» между результатами в ТОП-10:
Зависимость CTR от позиции страницы и частотности запроса в ПС Яндекс
Точно узнать, какую позицию займет сайт, нереально. Он может «застрять» где-то на шестой позиции, а может сразу выстрелить в ТОП-3.
Для целей SEO-прогнозирования нет смысла выводить сложные модели. Можно просто усреднить трафик из ТОП-5 или, если вы хотите получить более пессимистическую оценку, из ТОП-10.
На самом деле, все зависит от ваших ресурсов и усилий: если вы планируете инвестировать в SEO и буквально «выносить» конкурентов, можно и по ТОП-3 усреднить трафик.
На практике это выглядит так:
Количество показов по запросу «смартфоны Xiaomi» — 1955 в месяц.
CTR 1-й позиции: 40 %
CTR 2-й позиции: 16 %
CTR 3-й позиции: 14 %
CTR 4-й позиции: 12,5 %
CTR 5-й позиции: 11,5 %
Общий трафик для ТОП-5:
1955*(40+16+14+12,5+11,5)/100 = 1838 посещений в месяц
Прогнозируемый трафик по запросу «смартфоны Xiaomi» при условии попадания в ТОП-5:
1838/5 = 368 посещений в месяц
Реальный трафик будет отличаться в зависимости от позиции, которую займет страница. Так, если сайт займет первую позицию, то он получит:
1955*40/100 = 782 перехода,
а если пятую:
1955*0,115/100 = 225 переходов.
Обратите внимание на то, что Яндекс все больше делает выдачу коммерческой (Директ, Маркет), вытесняя естественную за пределы «первого экрана»:
Красным выделена коммерческая выдача. Начало естественной – последняя позиция на первом экране монитора
Прогнозируя трафик, учитывайте, что, если выдача перегружена коммерческими модулями Яндекса, то CTR может падать в два и более раз.
Прогнозирование в Google осложняется отсутствием точной статистики по частотности запросов. В Планировщике ключевых слов диапазон составляет 10х:
В принципе, можно усреднить предлагаемый Google диапазон частотности. Но это долго, и полученная цифра все равно будет далека от реальности.
Есть более хитрый способ оценить потенциальный трафик из Google. Счетчик статистики Liveinternet собирает данные по всем сайтам, где установлен его код, в том числе об источниках переходов. Информация доступна по ссылке:
Если предположить, что пользователи Google задают конкретные поисковые запросы примерно с той же частотой, что и пользователи Яндекса, то оценить частотность достаточно просто:
1955*51,4/44,8 = 2243 запроса.
Теперь смотрим на график распределения CTR в Google, доступный в сервисе Advanced Web Ranking:
Зависимость CTR от позиции страницы в результатах выдачи ПС Google
Остается оценить прогнозируемый трафик:
Количество показов по запросу «смартфоны Xiaomi» — 2243 в месяц.
CTR 1-й позиции: 37 %
CTR 2-й позиции: 16 %
CTR 3-й позиции: 11 %
CTR 4-й позиции: 7,5 %
CTR 5-й позиции: 5,5 %
Общий трафик для ТОП-5:
2243*(37+16+11+7,5+5,5)/100 = 1727 посещений в месяц
Прогнозируемый трафик по запросу «смартфоны Xiaomi» при условии попадания в ТОП-5:
1727/5 = 345 посещений в месяц.
Общий ожидаемый трафик из Яндекса и Google:
368 + 345 = 713 посещений в месяц.
Вордстат отражает статистику за последний месяц, и если спрос на вашу продукцию или услуги подвержен сезонным колебаниям, то вы получите неверную оценку.
Яркий пример — запрос «установка кондиционеров». Состоянием на март сервис показывает частотность 66784:
Но если открыть «Историю запросов», то мы увидим, что в пиковые месяцы частотность превышала 100000 запросов, а в периоды спада была менее 50000:
Выход — усреднить значение трафика за последний год.
Если сегодня частотность по запросу «смартфоны Xiaomi» одна, то это не означает, что она будет на таком же уровне через год. И дело тут не в сезонности, а в популярности того или иного запроса. Обратите внимание, как может расти спрос:
Очевидно, что если усреднить данные за последний год, то прогноз будет нерелевантным. С другой стороны, как понять, будет ли расти спрос дальше? Какой темп роста закладывать?
Лучше вообще не закладывать рост, а предположить, что спрос останется на уровне текущего месяца, и просто оперировать данными, которые выводит Вордстат. Но это при условии, что рост стабильный, как в приведенном примере. Если же наблюдаются резкие скачки, то нужно смотреть по ситуации: возможно, это краткосрочные всплески на фоне какого-то инфоповода.
Как видите, SEO-прогнозирование на основе частотности весьма неточное, но примерный порядок цифры получить можно. Тем более что составление прогноза (при условии автоматизации сбора частотностей) занимает мало времени и почти не требует затрат.
Это более точный метод, чем предыдущий, поскольку вы на практике «прощупываете» свою нишу. Кроме того, получаете возможность предварительно оценить конверсию по конкретным фразам, и выбрать для продвижения те из них, которые приносят наибольший эффект.
Суть метода в том, чтобы запустить на месяц рекламную кампанию по запросам из семантического ядра, и на основе собранной информации принять решение о перспективности запуска SEO.
Конечно, и в этом методе есть недостатки:
Вместе с тем при правильной настройке у вас уже будет готовая к запуску кампания, которую вы можете использовать в будущем.
При ограниченном бюджете можно воспользоваться бесплатным инструментом прогнозирования бюджета на контекстную рекламу от Яндекс.Директа. Для этого укажите регион и фразы с операторами соответствия. Результат выглядит так:
Интересно, что прогнозные оценки трафика Яндекс.Директом при условии попадания в спецразмещение (363, 328 и 304 переходов в месяц) близки к прогнозу на основе частотности (368 переходов), который мы делали в предыдущем разделе. Так что метод, в той или иной степени, работает.
Для экспресс-оценки трафика можно воспользоваться инструментом «Подборщик ключевых слов» от SeoPult. Для этого:
Система сразу рассчитает ориентировочное количество переходов. Единственное, данные представлены для всей России. Поэтому если вы планируете продвигаться по отдельному региону, необходимо откорректировать результат.
Рассчитать корректирующий коэффициент можно несколькими способами. Например, в статистике Liveinternet указаны доли трафика, которые приходятся на отдельные регионы. Например, Москва дает 28 % трафика.
Оцениваем прогноз трафика для Москвы:
1997*28/100 = 559 переходов в месяц.
Можно пойти другим путем: сравнить частотности основной фразы в широком соответствии (или нескольких основных фраз) в Вордстате по России и по Москве. Так, по фразе «смартфоны xiaomi» общая частотность по России составляет 276624, по Москве — 69090 показов в месяц.
Корректирующий коэффициент:
69090/276624 = 0,25
Прогнозный трафик:
1997*0,25 = 499 переходов в месяц.
То есть полученные значения при оценке корректирующего коэффициента этими двумя способами близки.
Если же сравнивать эти значения с полученными ранее прогнозами, то отличие составляет около 30-35 %. Это небольшая погрешность, поэтому данный метод тоже можно считать релевантным.
Этот метод не очень политкорректен, но некоторые им пользуются, поэтому он имеет право на существование. Суть в том, чтобы собрать семантическое ядро и обратиться в несколько агентств с просьбой оценить бюджет продвижения (скажем, в ТОП-10) и подсчитать примерный трафик. У каждого агентства свои методики оценки, и если усреднить цифры, то можно выйти на более-менее реалистичную цифру.
Правда, у метода есть недостатки. Во-первых, нужно найти агентства, связаться с ними, объяснить ситуацию; во-вторых, потребуется оставить контактные данные, по которым в будущем вам будут писать, звонить и предлагать сотрудничество. Но если нет желания самому заниматься прогнозированием, то попробовать можно.
Для лучшего понимания SEO-прогнозирования регистрируйтесь на бесплатные вебинары по веб-аналитике от CyberMarketing. Также подпишитесь на YouTube-канал CyberMarketingTV, на котором вы найдете массу полезных тематических видео.
Подозреваете, что сайт мог бы продвигаться лучше? Пройдитесь по чек-листу и оцените, насколько хорошо ваш SEO-специалист справляется с работой.
От интернет-маркетолога во многом зависит, будет ли сайт успешен. Предлагаем чек-лист проверки результативности работы интернет-маркетолога со списком пунктов, которых должен придерживаться хороший специалист.